Фото: rian.ru
Негодующий Кремль твердо намерен не пускать НАТО в свой глубокий тыл
Разъяренный Кремль полон решимости выдавить НАТО из своей вотчины, но вооруженный конфликт ни к чему хорошему не приведет. С точки зрения Запада, Россия несет ответственность за запугивание и подкуп своих соседей - Украины и Грузии, пишет Люк Гардинг в британском издании The Observer.
Перспектива новой войны на Кавказе становится все более реальной. На позапрошлой неделе в воздушное пространство Грузии вторглись четыре российских истребителя – пилоты совершили облет мятежной республики Южная Осетия. Этот демарш вызвал гневную реакцию грузинских властей. Они пообещали в следующий раз самолеты российских ВВС сбивать.
Накал страстей – как в Тбилиси, так и в Москве – растет. Формально конфликт разворачивается в Южной Осетии и Абхазии – сепаратистских регионах Грузии, которые с начала 1990-х фактически пользуются независимостью. В мае бывший президент России Владимир Путин признал Абхазию самостоятельным образованием. Грузия обвиняет Россию в попытках аннексии своей беспокойной черноморской провинции.
Бывшие участники Варшавского договора бросились в сторону НАТО, и Грузия с Украиной – лишь последние из тех, кто подал заявку на вступление в альянс. |
В действительности причина противоречий России и Грузии – это не столько Абхазия, сколько давнее недовольство России якобы имеющим место вовлечением Грузии в орбиту влияния Запада. После окончания холодной войны и распада ОВД Россия возомнила, будто НАТО и страны Запада дали ей гарантии невмешательства в ее сферу интересов. Но эти надежды не оправдались. Бывшие участники Варшавского договора бросились в сторону НАТО, и Грузия с Украиной – лишь последние из тех, кто подал заявку на вступление в альянс. Российские власти и армейский истеблишмент воспринимают конфликт в Абхазии как последнюю надежду. Если Грузия получит План действий по членству в НАТО – а это, вероятно, произойдет в 2009 году – не сомневайтесь: ответный удар Москвы будет болезненным.
Недавняя смена руководства в Кремле делает угрозу конфликта ничуть не менее (а наоборот, более) реальной. Нового президента России Дмитрия Медведева многие считают слабым лидером, поэтому ему необходимо продемонстрировать могущественным кремлевским кланам, что и он способен действовать жестко. "Ничего нельзя исключить. Ястребы по обе стороны баррикад уже на низком старте. Может начаться вооруженный конфликт", – говорит эксперт московского Центра Московского Центра Карнеги Николай Петров.
Нового президента России Дмитрия Медведева многие считают слабым лидером, поэтому ему необходимо продемонстрировать могущественным кремлевским кланам, что и он способен действовать жестко. |
На прошлой неделе, выступая перед сотрудниками российского МИДа, Медведев осудил американский проект размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Он также денонсировал резолюцию о независимости Косово и разразился критикой в адрес северных соседей России в Прибалтике, обвинив их в попытках переписать историю Второй мировой войны. Отношения России с входящими в ЕС странами Балтии по-прежнему оставляют желать лучшего (В Москве считают, что СССР освободил местное население от нацистов. В Эстонии, Латвии и Литве годы советского присутствия интерпретируют как еще одну оккупацию.)
Со стилистической точки зрения, Медведев – не Путин: он ведет себя как дружелюбный и готовый вникнуть в чужие проблемы бюрократ. Однако он руководствуется прежним посылом. А Путин тем временем из своего нового премьерского кресла продолжает присматривать за внешней политикой.
"Медведев не контролирует ситуацию, – говорит независимый оппозиционный политик Владимир Рыжков. – Существуют влиятельные группировки в армейский кругах, в МИДе и в госкорпорациях, чье могущество в последнее время парадоксальным образом укрепилось".
И Украина, и Грузия как суверенные государства, без сомнения, имеют право решать, в каком направлении двигаться. |
С точки зрения Запада Россия повинна одновременно в запугивании и в попытках подкупить своих соседей. И Украина, и Грузия как суверенные государства, без сомнения, имеют право решать, в каком направлении двигаться. Взгляды представителей российской политической элиты сформировались в годы холодной войны, и они, по всей видимости, до сих пор не смогли примириться с распадом СССР и оттеснением России на роль осколка бывшей империи. Восстановление былого могущества – вот в чем была ключевая идеологическая задача Путина.
Но это слабое утешение для Грузии, которая вынуждена вести борьбу за свою целостность. Столкнувшемуся с могущественным и куда более крупным соседом президенту Грузии Михаилу Саакашвили, известному своей прозападной ориентацией, следует тщательно взвешивать дальнейшие шаги. От того, как он покажет себя на пути к вступлению в НАТО и в деле разрешения проблем Абхазии и Южной Осетии, зависит его политический кредит доверия. Локальная война в абхазском Кодорском ущелье, где на фоне впечатляющей горной гряды противостоят друг другу грузинские войска и российские "миротворцы", делу не поможет.