На Украине завершился IV Международный кинофестиваль, пишет в сегодняшнем номере газеты Новые Известия журналист Евгения Тирдатова.
Кинофестиваль в Севастополе проходил 18-22 июля. Правда, его международность была достаточно условной, поскольку основную часть программы заняли фильмы двух стран - России и Украины. А из иностранных лент к показу были отобраны лишь те, которые прежде не демонстрировались в украинских кинотеатрах. Кроме того, организаторы кинофестиваля провели своеобразный эксперимент и не стали приглашать к участию профессиональных деятелей кинематографа. Вместо них фильмы оценивали двадцать севастопольцев разных профессий и социального статуса: бизнесмены, врачи, учителя, художники, пенсионеры, студенты и так далее.
Фильмы оценивали двадцать севастопольцев разных профессий и социального статуса |
Программный директор Севастопольского кинофестиваля Лиза Антонова объяснила такие изменения тем, что кинофорум пока молодой и ищет свою форму. Например, на Римском кинофестивале тоже нет профессионального жюри. Там 30 римлян выбирают лучший фильм.
Главное - Севастопольский фестиваль, который естественно вписывается в особый геополитический контекст города, имеет свою аудиторию. Зрители могут смотреть в фестивальных кинотеатрах фильмы "на языке оригинала", то есть русское кино на русском, а украинское - либо на русском, либо на украинском. К тому же большая часть фильмов, показанных на фестивале, в местный прокат попадает редко, и это тоже привлекает зрителей.
Что касается нетрадиционных решений, то здесь Севастопольский кинофорум преуспел |
Что касается нетрадиционных решений, то здесь Севастопольский кинофорум преуспел. Обычная схема открытия любого фестиваля - звезды на сцене, произносящие торжественные речи. Потом начинаются кинопоказы, а по окончании - угощение, если позволяет бюджет. Однако в городе моряков фестиваль проходил совершенно оригинально. Сама по себе идея провести его открытие на природе не нова, но идея сделать из этого некий хэппенинг, некое "пещное действо" в трех актах с зазывалами-скоморохами, соединить всех и все в единое целое (звезд, участников, зрителей, кино, торжественные речи и угощение) - весьма оригинальна.
Здесь, при свете огней, среди античных и средневековых руин, бродили, спотыкаясь и держась друг за друга, озадаченные участники фестиваля |
Местечко, выбранное для этого шоу, было прелестным - Национальный заповедник Херсонес Таврический. Здесь, при свете огней, среди античных и средневековых руин, бродили, спотыкаясь и держась друг за друга, озадаченные участники фестиваля. Время от времени из темноты выпрыгивали, пританцовывая и прикрикивая, шустрые молодые люди. Некоторые из них подносили выпивку, что приободряло. А поскольку остановиться на полдороге было опасно (потеряешься в ночи), все покорно брели друг за другом, как брейгелевские слепые - в горку к неведомой им цели. Целью оказался знаменитый колокол, который - после ряда торжественных речей (к счастью, коротких) - возвестил об открытии кинофестиваля.
При крошечном бюджете остается только удивляться, как его организаторам удалось собрать столь представительную программу и пригласить почетных гостей |
При крошечном бюджете (в последний момент в кинофестивале отказался участвовать главный московский спонсор) остается только удивляться, как его организаторам удалось собрать столь представительную программу и пригласить почетных гостей. В украинскую программу вошли такие картины, как социальная фантасмагория
Иллюзия страха Александра Кириенко с русскими звездами - Андреем Паниным, Алексеем Петренко, Ингой Оболдиной; первый детский украинский фильм
Прикольная сказка Романа Ширмана; мелодрама
Право на надежду Тараса Ткаченко.
В российскую программу вошли картины, увенчанные лаврами отечественных и международных кинофестивалей, - и те, которые завершают свою фестивальную жизнь, и те, которые только выходят на звездную орбиту:
Риорита Петра Тодоровского,
Отрыв Александра Миндадзе,
Сад Сергея Овчарова,
Шультес Бакура Бакурадзе,
Ярик Сесиль Анри и Александра Ласло,
Мегаполис Эллы Архангельской.
Режиссер Александр Прошкин представил украинцам свою новую картину
Живи и помни (по Валентину Распутину); режиссер и сценарист Катя Шагалова - фильм
Однажды в провинции; а режиссер-дебютант Олег Осипов - фильм
После жизни.
Особым вниманием на фестивале пользовался фильм Нирвана <...> Поболеть за земляка пришел весь город |
Особым вниманием на фестивале пользовался фильм
Нирвана, участник Берлинского кинофестиваля и лауреат Кинотавра-2008 (приз за лучший дебют). Поболеть за земляка (режиссер - Игорь Волошин, уроженец Севастополя) пришел весь город. Большой зал кинотеатра Победа буквально ломился от зрителей.
Призерами кинофестиваля стали:
Нирвана (лучший фильм); Дарья Мороз получила приз за лучшую женскую роль (картина
Живи и помни); Дмитрий Суржиков - за лучшую мужскую роль (
Право на надежду). Напомним, что к такому решению пришло народное жюри, а глас народа, как известно, беспристрастен и неподкупен.