"По мнению некоторых экспертов, превращение Кучмы в активного газового лоббиста российских интересов объясняется тем, что украинскому президенту сейчас нужно любой ценой удержаться на посту и способствовать продвижению своего преемника на следующий президентский срок", пишет в материале о подписании соглашения о создании международного консорциума по эксплуатации украинских магистральных газопроводов журналист российской "Независимой газеты" Андрей Миселюк.
В воскресенье в Запорожье будет подписано соглашение о создании международного консорциума по эксплуатации украинских магистральных газопроводов для обеспечения бесперебойных поставок газа в Европу. Первыми (а в перспективе, возможно, и последними) участниками этого консорциума станут Украина и Россия.
Хотя на первом этапе его создания активную заинтересованность в идее взять под международный контроль украинскую магистраль проявляла Германия. И в июне на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы, а также канцлера ФРГ Герхарда Шредера в Санкт-Петербурге принципиальная договоренность о создании трехстороннего консорциума была достигнута. Кроме того, к реализации проекта газотранспортного консорциума выразила готовность подключиться и Франция, поскольку примерно четверть потребляемого в этой стране газа - из России.
Однако, когда в июле Киев и Москва обменялись первыми проектами соглашения о создании консорциума, в этих проектах остались лишь две стороны - Украина и Россия. "Первоначальная идея создания консорциума на базе Украины, России и стран Евросоюза была достаточно привлекательна для Украины. Украина бы получила необходимый объем транзита газа из России, средства на модернизацию газотранспортной системы от стран Евросоюза и сохраняла бы контроль над своей газотранспортной системой. Но теперь предлагается исключить страны Евросоюза, а контроль равными частями распределить между Россией и Украиной. Подобные условия невыгодны Украине", - комментирует процесс трансформации идеи консорциума аналитик Центра развития украинского законодательства Олег Сидорец.
В итоге, как заявляет тот же Черномырдин, соглашение о создании консорциума готово более чем на 90%, но оставлено ли в этом соглашении место для присоединения хотя бы в перспективе немецкой стороны и французской компании "Газ де Франс" - остается неизвестным. Кроме того, на сегодняшний день остается под вопросом, на чьих именно условиях будет подписан договор - на украинских или на российских. Дело в том, что Москва продолжает настаивать на паритетных началах, а Киев хочет располагать в предприятии пакетом в размере 50% плюс 1 акция. Наконец, непонятно, что именно внесет Россия в качестве своей доли и обещанных инвестиций в модернизацию украинской трубы.
Есть также ряд других вопросов, на которые заявления украинских чиновников и российского посла о необходимости соблюдения национальных интересов двух стран при создании консорциума ответа не дают. И связано это с обстановкой невероятной секретности, в которой готовится подписание договора о создании консорциума.
"Очень плохо то, что вся эта сделка проводится недостаточно прозрачно. Никакие детали переговоров не оглашаются. И это плохой знак", - говорит эксперт центра социально-экономических исследований "CASE-Ukraine" Владимир Дубровский.
В итоге, подчеркивает Гудыма, к моменту подписания соглашения не получено никакого ответа по существу на главный вопрос: зачем Украине этот газовый консорциум? "Никаких аргументов "за" депутаты не услышали - есть только негативные оценки со стороны Минфина и Министерства иностранных дел", отмечает он.
Действительно, по оценкам украинского Минфина, Украина теряет миллиарды гривен от создания консорциума. 19 сентября заместитель госсекретаря Министерства финансов Сергей Баулин, выступая на парламентском комитете по вопросам ТЭК, назвал цифру в 6 млрд. гривен (более 1 млрд. долларов). Через три дня после выступления Баулина президент Кучма уволил его с поста заместителя госсекретаря Министерства финансов. Это, очевидно, не добавило желания критикам консорциума открыто выступать против его создания, но не сняло вопрос о сути предприятия, которое создается под грифом "секретно".
Кстати, бывший вице-премьер по ТЭК Юлия Тимошенко уверяет, что и выгодность для России этого консорциума под большим вопросам. По мнению Тимошенко, от этой сделки выиграют не Украина и Россия, а отдельные бизнес-группы двух стран и при обсуждении вопроса консорциума нужно говорить "о конкретных экономических интересах".
Как поясняет эксперт Международного института сравнительного анализа Александр Сергиенко, превращение Кучмы в активного газового лоббиста российских интересов объясняется тем, что украинскому президенту сейчас нужно любой ценой удержаться на посту и способствовать продвижению своего преемника на следующий президентский срок. "Что от этого выиграет Россия, я понимаю. Она получает стабильные гарантии поставок газа за границу. Во-вторых, Россия берет под контроль транзит газа, таким образом получив возможность вмешиваться во внутренние процессы на Украине. С заключением консорциума российские интересы еще больше укрепляются на Украине", - отмечает Сергиенко.
Однако после подписания договора в Запорожье встанет необходимость ратификации его Верховной Радой. И вот тут полная скрытность подготовки документа может обернуться против украинского президента, и набрать 226 голосов в его поддержку Кучме будет очень нелегко.
Директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Владимир Сапрыкин прогнозирует, что президенту Украины на ратификацию документа понадобится не меньше года.
А если учесть, что с учетом давления США позиции президента Кучмы сейчас крайне неустойчивы, перспектива ратификации соглашения по консорциуму становится еще менее радужной.