"Отныне воровать российский газ станет, по идее, невыгодно - Москва и Киев стали партнерами по доставке топлива в Западную Европу. 7 октября 2002 года на саммите СНГ в Кишиневе были подписаны российско-украинские межправительственные соглашения об образовании газотранспортного консорциума, которому отдадут в управление магистральные трубопроводы и газохранилища Украины. Однако это только первый шаг. Киев уже не раз доказывал, что умеет оставлять на бумаге любые договоренности с Москвой, в том числе и в газовой сфере", пишет журналист российского еженедельника "Коммерсантъ Деньги" Константин Смирнов в материале "Газовая петля".
Воровской транзит
Украинские газовые сети десять лет не дают покоя "Газпрому". Владение ими - единственная пока возможность обеспечить стабильный транзит российского газа в Западную Европу. Ежегодно с территории Украины в Польшу, а затем в Словакию, Чехию, Венгрию, Австрию, Италию, Германию и Францию уходит порядка 110-130 млрд кубометров российского газа. Выручка в зависимости от рыночной стоимости газа колеблется от $9 млрд до $10 млрд, что в разные годы составляло от 10% до 15% всего объема российского экспорта. Что же касается "Газпрома", то его поставки в Западную Европу -- чуть ли не единственный источник "живых" денег. Внутренние продажи убыточны из-за сдерживания государством тарифов, потребители в странах СНГ, и прежде всего на Украине, как правило, пользуются газом в долг.
Технология поставок природного газа - по системе трубопроводов, где необходимо поддерживать определенное давление, а также отсутствие на российской территории емких газохранилищ не позволяет в обозримом будущем избавиться от Украины как главного транзитного газового коридора на Запад. В Киеве это прекрасно понимают и - беззастенчиво воруют российский газ или, как дипломатично говорят в "Газпроме", "несанкционированно" откачивают его со своих трубопроводов.
Точных цифр несанкционированной откачки газа нет. Более того, в ходе очередных обострений борьбы за кресло хозяина "Газпрома" сыпались обвинения по адресу Рема Вяхирева в том, что он просто перекладывает вину своих подчиненных на соседей. То есть воруют газ еще в России, а украинцам достаются сущие крохи. Тем не менее, по различным экспертным оценкам, зафиксированы случаи, когда украинцы бесплатно потребляли до 100 млн кубометров газа в сутки. Это ни много ни мало около трети поставок в Западную Германию!
С учетом того, что на Украину газ поставлялся по льготным ценам, а за так называемый санкционированный отбор газа "Газпрому" почти не платили ("живыми" деньгами украинцы вообще никогда не расплачивались, как правило, преобладал бартер), к 2000 году сложилась просто патовая ситуация. Если задержки в платежах за нефть наказывались полным либо частичным прекращением поставок, то полностью перекрыть газ украинцам невозможно по технологическим причинам. Долги за несанкционированный и санкционированный отбор газа в разные годы доходили, по оценкам "Газпрома", до $3 млрд. Киев никогда не соглашался с такой суммой. Максимум, что от него удалось добиться, так это двух признаний -- в 1995 и 2001 годах -- суммы долга в $1,4 млрд. Однако в обоих случаях никто опять же "живых" денег "Газпрому" не давал. Были выпущены облигации. В 1995 году они были распределены между рядом российских банков и "Газпром" что-то на этом заработал. А в этом году дело дошло до скандала. Украинская госкомпания "Нафтогаз" эмитировала бумаги без согласования с "Газпромом", и тот, чтобы не потерять последние деньги, отказывается принимать эти облигации. Переговоры об условиях новой эмиссии пока ни к чему не привели.
Украинские перевертыши
Одного высокопоставленного российского переговорщика, пожелавшего остаться неизвестным (ему еще ездить и ездить в Киев), как-то прорвало: "Украинцы никак не изживут подростковый комплекс - они постоянно боятся, что их обязательно обманут. Поэтому договориться с ними по-взрослому просто невозможно!" Отметим, что тех украинских переговорщиков, которых все же уламывали, тут же заменяли на других, менее сговорчивых. И переговоры начинались по новой. Виктор Христенко, с гордостью делясь своим успешным кишиневским опытом, проговорился, что за десять дней до подписания соглашения о газотранспортном консорциуме, сменилось шесть его украинских партнеров.
При этом Киев постоянно шантажировал Москву тем, что якобы будет потреблять более дешевый туркменский газ, пользуясь не российским транзитом, а кавказским. Как это собирались делать на самом деле, совершенно непонятно -- никаких иных газопроводов между Туркменией и Украиной, кроме российских, нет и в помине, а строительство новых по дну Каспийского моря, а затем через Грузию и опять по дну, но уже Черного моря превратят туркменский газ в золотой. Тем не менее бывший украинский вице-премьер Юлия Тимошенко во время своего визита в Ашхабад в 2000 году рисовала перед журналистами предполагаемый маршрут трансконтинентального трубопровода. И цели своей добилась -- переговоры о возврате долгов и пресечении воровства на украинских газопроводах в очередной раз были затянуты.
Правда, сейчас и премьер Михаил Касьянов, и его зам Виктор Христенко утверждают, что воровство газа на украинской территории уже в прошлом. Однако прекратили его украинцы не потому, что перевоспитались, а потому, что за последние два года Москве удалось выстроить хитрую схему поставок.
С украинцами в кратко- и среднесрочной перспективе заключают договоры о транзите газа в Европу -- примерно на 110 млрд кубометров в год. За это они получают порядка 33-34 млрд кубов в качестве платы за транзит. Никаких других поставок больше нет. Поэтому долг уже больше не растет. А воровство газа, отправляемого на Запад, прекратилось потому, что немцы - пока на неофициальном уровне - пригрозили серьезными санкциями. Какими? Достаточно напомнить, что сейчас Киев обвинили в поставках оружия Саддаму Хусейну. Леонид Кучма в шоке.
Казалось бы, победа наконец достигнута и украинцы перешли на цивилизованные формы торгово-экономического сотрудничества с соседями. Однако не все так просто. Во-первых, транзит газа на Запад обходится "Газпрому" непомерно дорого. Во-вторых, он скоро прекратится из-за изношенности украинских трубопроводов, а денег на их ремонт и модернизацию у "Нафтогаза" нет.
Газовый протекторат
Газовые сети у Украины надо срочно забирать. В противном случае произойдет серия технологических катастроф. Многие украинские политики это прекрасно понимают и готовы выгодно с ними расстаться, оглядываясь при этом на словацкий опыт.
Год назад Братислава фактически продала свои газопроводы международному консорциуму, куда помимо Ruhrgas и Gaz de France вошел и "Газпром", за $2,7 млрд. При этом словацкое правительство сохранило контроль над своими газопроводами. Дело в том, что международному консорциуму было продано 49% акций словацкого газового оператора, ранее часть акций уже была приобретена немцами. Но блокирующий пакет словацкой газотранспортной компании все же остался у Братиславы.
Однако к такого рода сделке Киев еще не готов. Прежде всего, противятся ей патриотически настроенные депутаты верховной рады. Акционирование "Нафтогаза", а затем и продажа части акций иностранцам возможны только путем специального закона. Но его принятие при нынешнем составе рады невозможно. Поэтому в Москве и Эссене, где находится штаб-квартира Ruhrgas, и был придуман обходной маневр. Кстати, окончательно идея созрела в ходе покупки словацкого газового оператора.
9 июня на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президенты Владимир Путин и Леонид Кучма встретились с канцлером Герхардом Шредером. Они договорились учредить международный консорциум, куда на паритетных началах должны были войти "Газпром", "Нафтогаз" и Ruhrgas, а затем Gaz de France. В управление же консорциуму будут отданы украинские газопроводы и газохранилища. При этом на госсобственность Киева никто посягать, во всяком случае пока, не собирается.
Путин и Кучма отдали приказы своим премьерам подготовить соответствующее соглашение. Однако в августе Киев неожиданно для Москвы и Эссена сдал назад. Украинский премьер Анатолий Кинах заявил, что немцев принимать в консорциум рано, а контрольный пакет должен достаться "Нафтогазу". Его тут же дружно поддержали как оппозиционные президенту депутаты рады, так и выдвиженец Кучмы, спикер Владимир Литвин. Переговоры зашли в тупик. Но Путину, поддержанному на неофициальном уровне немецкими политиками и газовщиками, удалось довести до Кучмы простую мысль - если договор о создании консорциума не будет подписан в ближайшее время, то он будет оставлен Москвой один на один со своей мятежной оппозицией.
7 октября на кишиневском саммите был достигнут компромисс. Консорциум учредили пока без участия немцев и французов, но на паритетной основе. По словам Виктора Христенко, штаб-квартиру консорциума разместят в Киеве и выделят - в основном из бюджета "Газпрома" - на ее годичное содержание $10 млн. Привлеченные консорциумом эксперты и адвокаты должны за год сконструировать юридически и экономически безупречную схему многостороннего управления украинскими газопроводами. После чего в консорциум смогут наконец войти и Ruhrgas и Gaz de France. По словам российского посла на Украине Виктора Черномырдина, этим проектом интересуются и итальянцы. В совокупности западным газовым компаниям отдадут лишь 34% акций консорциума. Но этого вполне достаточно, чтобы вместе с "Газпромом" обеспечить простое большинство голосующих акций. Конечно, надежнее был бы первоначальный, петербургский вариант, когда у "Газпрома", Ruhrgas и Gaz de France было бы 75% акций - почти квалифицированное большинство. Но в любом случае заказывать музыку в консорциуме будет тот, кто вложит в трубопроводы деньги. Владимир Путин обещал более $2 млрд только немецких инвестиций в украинские газопроводы.
Итак, в российско-украинской газовой войне наступило перемирие. Почему не полное замирение? Потому, что Леонид Кучма скоро уйдет, а что сделает с консорциумом его преемник, украинцы уже не раз демонстрировали.