Несмотря на то, что Крым принадлежит Украине, Киев имеет в родном порту российского Черноморского флота мало влияния, пишет Томас Урбан в сегодняшнем номере баварской газеты Sueddeutsche Zetung.
С террасы кафе напротив портового волнолома, которое принадлежит Ольге Бортниковой, открывается великолепный вид: гигантская цитадель охраняет въезд в порт, немного поодаль на якоре стоят корабли украинского Черноморского флота. На другой стороне над городом величественно возвышается Адмиралтейство, шикарное здание, где размещается командование флота, построенное еще в царские времена. У пристани якорь бросили и другие военные корабли, на мачте развивается Андреевский флаг с синим Андреевским крестом. Это русские корабли.
А вниз от кафе можно увидеть небольшие паромы, которые привозят и отвозят севастопольцев, которые живут на северной стороне бухты, в центр и из центра. Но несмотря на такое удачное расположение, бизнес Ольги Бортниковой не процветает. Ей грозит банкротство, как это случилось с ее первым проектом по строительству реабилитационного центра для жертв катастроф в Севастополе. 45-летняя женщина по образованию врач. Ее проект провалился несмотря на то, что ей удалось собрать необходимую сумму и добиться разрешения на строительство. Но у нее появился всесильный противник: российский Черноморский флот.
Полуостров Крым с его знаменитым военным портом Севастополь принадлежит Украине. Однако Россия взяла в аренду большую часть порта, выплачивая около 100 млн долларов в год. Договор, вступивший в силу в 1997 году, будет действовать до 2017 года. Взятая в аренду русскими часть порта - это огромная территория с сотнями зданий, над которыми теперь развивается российский триколор: казармы, клубы для офицеров, верфи, склады, оружейные склады, два десятка учебных заведений, жилые здания и даже отели.
К территории, арендованной Москвой, относится и южная часть бухты, на которой находится кафе Ольги Бортниковой. Около 10 лет назад она заключила с командованием флота договор о субаренде, как и пара десятков других местных предпринимателей, которые открыли на этой территории киоски, магазины, супермаркеты и рестораны. Но вскоре, по версии Ольги, российские морские офицеры заметили, что для них было бы гораздо интереснее самим заняться бизнесом, вместо того чтобы просто довольствоваться взятками за раздачу лицензий. С тех пор она пытается избавиться от местных субарендаторов: вода и электричество постоянно отключаются, за использование подъездных путей взимаются громадные пошлины.
Все это противоречит условиям договора, Ольга подала в суд и выиграла. Она выиграла более чем по 6 десяткам дел. Однако российский флот продолжает игнорировать решения украинского суда. Один из офицеров спросил как-то Ольгу: "Что такое Украина? Такого государства нет". Тем самым он высказал то, о чем часто заходит разговор между подвыпившими офицерами в офицерских клубах. И национал-патриотический лагерь в далекой Москве считает так же. Как заявил мэр Москвы Юрий Лужков, каждый истинный россиянин сожалеет о том, что Крым принадлежит Украине. Лужков регулярно приезжает в Севастополь. Он выступает с речами, в которых говорит о задаче по сохранению для нации "русской Ривьеры".
"Что такое Украина? Такого государства нет", сказал русский офицер.
В замки, санатории и дома отдыха в Крыму раньше в царские времена ездили на отдых сначала знать и состоятельные россияне, а затем партийные функционеры и отдельные представители рабочего класса со всех уголков советской империи. После распада Советского Союза Крым стал для русских заграницей. По словам Лужкова, особенно больно в душах москвичей отзывает то, что над Севастополем реет украинский флаг. Название города стало российским мифом, он стал олицетворением непоколебимой воли защищать родную землю. Во время Крымской войны в 1855 году в течение 349 дней царская армия держала оборону Севастополя, сражаясь с превосходящей по численности армией британцев, французов и турок. В 1941 году бои за Севастополь между советской армией и немецко-фашистскими захватчиками продолжались 250 дней. Огромный памятник героям украшает центр российской зоны Севастополя. Туристы фотографируют смену караула, во время которой, сменяя друг друга, матросы маршируют, чеканя шаг. Юные пионеры в белых рубашках с красными галстуками тоже стоят в почетном карауле.
От пионеров до городского совета рукой подать - адрес звучит как улица Ленина, 3. В вестибюле стоит огромный бюст Ленина. Вопрос о том, почему в Севастополе до сих пор воздаются почести убийце, Валерий Саратов, председатель горсовета, пропускает мимо ушей. Вместо этого его пресс-секретарь начинает зачитывать вслух его биографию. Его карьера начиналась в местном отделении КПСС, после развала СССР он стал "успешным предпринимателем", правда, осталось непонятным, в какой области. А теперь он стал верховным представителем города, население которого вместе с пригородом насчитывает 300 тыс. человек.
Саратов, правда, мало говорит о самом городе, зато подробно останавливается на международной политике. По заданию Вашингтона госсекретари США Киссинджер и Олбрайт разработали секретный план по разделу России. В качестве инструмента для реализации этого плана было предусмотрено НАТО. Угрожающе он добавляет: "Если Киев и дальше будет стремиться в НАТО, то здесь, в Крыму, прольется кровь". Девять десятых населения полуострова составляют русскоговорящие граждане, они душой связаны с Россией. Президент Украины Виктор Ющенко в далеком Киеве - это мелкий националист, который не хочет этого понимать.
"Если Киев и дальше будет стремиться в НАТО, то здесь, в Крыму, прольется кровь", говорит председатель городского совета Севастополя.
Для Саратова ситуация как на ладони: Ющенко пытается навязать городу свою волю. Поэтому во главе городской администрации он поставил украинца из Киева. И он мешает выборам мэра. Саратов уверен: "Наши люди выберут адмирала российского Черноморского флота представителем наших интересов". Севастопольцев задело прежде всего то, что Ющенко попытался диктовать российскому флоту свои правила. Так, он издал указ о том, что корабли, которые участвовали в военных операциях против Грузии, не имеют права возвращаться в украинские территориальные воды. "Но российский флот это проигнорировал", - с издевкой замечает Саратов.
И не только это: русские использовали возвращение своих кораблей для провокации. После того как без предупреждения они потопили грузинский корабль и разрушили портовые сооружения, которые не находились на территории ведения боевых действий, они вернулись в порт Севастополя именно 24 августа, в день празднования на Украине дня независимости, обретенной в 1991 году. Толпа людей в порту хлебом-солью встречала "героев Черноморского флота", о чем с ликованием сообщала пророссийская Крымская правда.
Через несколько дней на улицы вышли демонстранты с транспарантами и плакатами с антинатовскими лозунгами, поскольку в порт Севастополя зашел сторожевой корабль американской береговой охраны Dallas, который прибыл для проведения давно запланированных военных учений с кораблями украинского флота. Сразу после этого военно-морской флот США направил корабль ВМС США Pathfinder, который бросил якорь рядом с украинскими кораблями. На них можно было попасть только на пароме, поскольку портовые сооружения находятся на территории, арендованной русскими. По словам одного украинского морского офицера, "это позор, что мы должны платить за то, чтобы попасть на свои собственные корабли". Он с удовольствием показал бы американским коллегам красоты Крыма. Но американские моряки не могут покинуть корабль, чтобы не провоцировать российских националистов в Севастополе.
Торговля домами
А они могут мобилизоваться очень быстро. Два года назад русские демонстранты в Севастополе, заблокировав улицы, добились прекращения американо-украинских учений. Киев был вынужден попросить американские корабли покинуть Севастополь - это стало позором для Ющенко. Как отметил один из посланных Киевом чиновников, "мы чувствуем себя здесь как на одном из внешних постов американского форта, расположенном в стране индейцев".
Сотрудничество с городским советом нельзя назвать простым. Хоть и все его члены, в том числе и Саратов, имеют украинское гражданство, однако большинство из них лояльно настроены в отношении российского флота. Украинцы внимательно следят за тем, чтобы русские офицеры занимались не только демонстрацией силы и провоцировали бы Киев. "Речь идет и о большом бизнесе". Черноморский флот уже давно стал самым влиятельным экономическим концерном на Западе Крыма. Российский флот стал самым крупным работодателем не только за счет своих верфей и недвижимости, он также занимается приносящей прибыль торговлей недвижимостью, которая на самом деле всего лишь взята у города в аренду.
Черноморский флот уже давно стал самым влиятельным экономическим концерном на Западе Крыма.
Но горсовет ничего против этого не предпринимает. Более того, чиновники из Киева подозревают, что Саратов сам в этом замешан. Ольга Бортникова не может понять, почему так много предпринимателей из Севастополя поддерживают Черноморский флот и ругают украинскую администрацию. Ведь именно она гарантирует определенную правовую безопасность. "Но поскольку здесь имеют вес только слова флотских предпринимателей, они все равно все потеряют", - уверена она. Сама она намерена бороться дальше. Она ночует вместе с парой родственников в кафе, чтобы не допустить того, что ночью ее кафе будет кем-то занято.
Ее дочери неоднократно угрожали, предупреждая, что с ней может что-то случиться по пути в университет. Недавно ее кафе оккупировали "черносотенцы". "Черная сотня" была в царской России антисемитской группировкой, которая недавно возродилась в России. Бортникова, у которой в роду есть предки-евреи, должна убраться отсюда, кричали они. Эта обычно решительная женщина говорит: "Я боюсь за свою семью".
Перевод: ИноПресса