Похоже, что украинские власти в очередной раз… как бы это сказать помягче… ввели народ в заблуждение, пишет в своей статье обозреватель РИА Новости Андрей Капустин.
Нет, ну, в самом деле. Весь август стране и миру рассказывали о мощи и непобедимости украинской армии и флота. Министр обороны Юрий Ехануров лично проверял в Севастополе боеготовность подразделений ВМС Украины, а также наблюдал "за учениями бригады надводных кораблей".
Последнее, в смысле "надводные корабли" звучит особенно умилительно. Поскольку даже в Министерстве обороны Украины вроде бы известно, что подводных кораблей в составе ВМС Украины вроде бы нет. Но если официально заявить "надводные", то кто-то может подумать и о том, что имеются и подводные. А потом еще был военный парад на Майдане Незалежности. Который тоже должен был показать всем врагам, насколько крепка украинская армия и как быстры ее танки и самолеты.
Парад, кстати, обошелся Украине более чем в $14,5 миллионов. По августовскому курсу. Но эти денежки быстро прогрохотали по Крещатику, оставив нерешенными ряд проблем. В том числе и оплату долгов за поставку армии воды и электричества. Что, кстати, привело к тому, что шестого октября были обесточены и обезвожены более двух десятков воинских частей. Которые в том числе обеспечивают боевые дежурства по охране воздушных рубежей страны. А заодно и осуществляют охрану складов, где хранятся десятки тысяч тонн боеприпасов и вооружения. Так военные по телевизору и сказали. Мол, пока перейдем на питание от генераторов, а часов через двенадцать (если поставки электроэнергии не возобновятся) склады будут обесточены. Это при том, что проблема военных складов в Украине вообще отдельная тема. Хотя сумма долгов, накопившихся за несколько лет, выявилась меньше, чем та, что растворилась в дизельном дыму военного парада.
Но вернемся к ВМС. Поскольку в том же августе, тот же г-н Ехануров торжественно закрывал очередные учения Си-Бриз-2008. Которыми, судя по всему, остался очень доволен. Так и сказал: "Весомым результатом проведения нынешних морских маневров является успешное выполнение кораблями ВМС Украины заданий в рамках антитеррористической операции НАТО в Средиземном море "Активные усилия". А поскольку в любой стране министр, тем более, министр обороны, это лицо очень официальное, то и заявления его под сомнение как-то брать не принято.
Сумма долгов, накопившихся за несколько лет, выявилась меньше, чем та, что растворилась в дизельном дыму военного парада.
Но Украина, судя по всему, является исключением из правил. Ибо слова министра в какой-то мере расходятся с логикой. Поскольку, если армия чему-то постоянно учится, то в какой-то момент должна уметь и применить полученные знания на практике. В той же борьбе с терроризмом. Ну, скажем, взять и быстренько направить в Аденский залив какой-нибудь боевой надводный корабль. Поскольку в этом самом заливе, сомалийские пираты уже который день держат в заложниках на захваченном судне "Фаина" семнадцать украинских граждан. А заодно и стратегический груз в виде тридцати трех танков плюс гранатометы и прочие боеприпасы. Которые, кстати, за конкретные деньги были официально отгружены украинской стороной вроде бы дружественной Кении. При активном участии, в том числе и министерства обороны, которое, как мы знаем, никак не может найти денег на оплату света и воды.
Правда, пока неясно, почему такой груз был отправлен без соответствующей охраны. Да еще и на таком странном корабле. Который по одной из версий принадлежит гражданину Израиля, зарегистрирован в Панаме, ходит под флагом Белиза, а застрахован груз был вроде бы российским "Ингосстрахом". Не говоря уже о том, что американцы выяснили, что Кения была вроде бы лишь ширмой. А на самом деле танки могли предназначаться повстанцам из провинции Дарфур в Южном Судане. Куда поставлять оружие запрещено соответствующей резолюцией ООН. Так что американские и британские военные корабли возле "Фаины" имеются. Российский сторожевик "Неустрашимый" аж из Балтики марш-бросок сделал. (Ведь на "Фаине" изначально было три гражданина РФ). А вот украинских почему-то не видно. Странно как-то получается. Груз наш. Моряки – тоже. А СНБО и Кабмин никак не могут решить, кто именно должен заниматься их спасением.
В основном все сводится к дебатам: платить выкуп пиратам или не платить. А если платить, то кому. Да и верховный главнокомандующий почему-то не отдает приказа о начале операции по спасению. Понятно, что играть в солдатики, наблюдая за имитацией боев на родных полигонах гораздо приятнее. Но ведь речь идет о жизни живых людей.
"Фаина" принадлежит гражданину Израиля, зарегистрирована в Панаме, ходит под флагом Белиза, а застрахован груз был вроде бы российским "Ингосстрахом".
Правда, есть оправдание. Пираты налетели на "Фаину" явно не вовремя. Ну не знали они, что сегодня ни главе государства, ни остальному политбомонду не до сограждан. Они заняты более важными делами. Например, судьбой парламента и склеиванием коалиции. Или выяснением отношений по линии президент-премьер. Один захват президентской командой самолета, на котором Тимошенко должна была лететь на газовые переговоры в Москву чего стоит. А потом еще на носу декабрьский саммит НАТО, где Ющенко по-прежнему надеется услышать о присоединении Украины к ПДЧ. Для чего он начал (как опять же сказали на одном из центральных телеканалов) агитационную поездку по странам Европы с целью убедить глав государств, принять решение в пользу Украины. Причем, не один, а с целой командой разнокалиберных випов. Вот слетал Ющенко на денек в Лондон. Пообщался с г-ном Брауном. Попросил о ПДЧ, а заодно и о признании Голодомора геноцидом. Браун, понятно, в помощи не отказал. А что ему, жалко? Ему, как и Бушу, во главе государства быть осталось не так уж и долго. Теперь Ющенко планирует пообщаться на эту же с итальянским премьером. Так что, какие там моряки. Какой там военный груз. Какие там сомалийские пираты. Вот были бы они русскими…
Тем более, что армия нужна Ющенко на месте. Ведь в парламенте депутаты как-то уж очень по-пиратски захватили в заложники демократию. И ее нужно немедленно спасать. А вдруг языка ультиматумов не хватит. Силовой вариант развития событий ведь никто со счетов еще не снял. Хотя язык ультиматумов у Ющенко какой-то странный. С одной стороны он вроде бы хочет сохранить коалицию. С другой, как только коалиция готовится к реальному воскрешению, вдруг заявляет, что лучшим выходом из кризиса являются досрочные выборы. Т.е. что-то типа - выкуп за заложников, господа пираты, мы готовы дать в любой момент. Но лучше все же будет, если вы их убьете.
Армия нужна Ющенко на месте. Ведь в парламенте депутаты как-то уж очень по-пиратски захватили в заложники демократию.
Нет, ну а как еще воспринимать реакцию главы государства на заявление Тимошенко о готовности выполнить любые ультиматумы, исходящие из стен президентского секретариата. Причем, с практическим подтверждением в виде немедленной отмены тех сентябрьских законов, которые так не понравились Ющенко. Вроде бы все. Вопрос решен. Капитуляция и белые флаги в окнах. Ан, нет. Во главе угла стоят иные задачи. Т.е. отставка Тимошенко и второй президентский срок. Как решить эти проблемы при реальном рейтинге Ющенко менее шести процентов, пока не знает даже сам глава президентского секретариата Виктор Балога. Хотя вслух (тем более своему начальнику) об этом не говорит. Да и как можно озвучивать такую крамолу, когда дана отмашка на абордаж, а на брандере подтягивают секретное оружие. В виде экс-премьера Павла Лазаренко, которого Ющенко и Ко очень хотят экстрадировать из Штатов. Где Лазаренко дисциплинированно досиживает под домашним арестом последние дни девятилетнего срока. Имея к тому же немало оснований получить полноценное американское гражданство.
И тут на тебе. Незапланированная перспектива доставки в Киев с последующим выдавливанием компромата на ту же Тимошенко. Ющенко для вящей аргументации в Вашингтон даже специально свозил силовиков. Включая министра обороны, и.о. главы СБУ и генерального прокурора. Правда, на американцев эта сила большого впечатления не произвела и блиц-операция провалилась. К тому же сам Лазаренко, почуяв подвох, потребовал, чтобы его немедленно вернули в американскую тюрьму, т.к. он ощущает реальную угрозу своей жизни. Исходящую, как вы понимаете, из Киева. Ну, что-то типа тех персонажей из "Мастера и Маргариты", которые требовали от сотрудников ГПУ поместить их только в бронированную камеру…