Вторник, 28 октября для президента Украины Виктора Ющенко день особый. Знаковый. Можно даже сказать, сакральный. Но не потому, что в этот день Верховная Рада возьмет, наконец, и рассмотрит (а, может быть и сразу примет) пакет антикризисных законов. А заодно и выделит полмиллиарда гривен на досрочные выборы, пишет обозреватель РИА Новости Андрей Капустин.
И не потому, что сомалийские пираты раскаются и, извинившись, освободят украинских моряков судна "Фаина", захваченного 25 сентября. Вовсе нет.
Сакральность 28 октября для Ющенко кроется в том, что в этот день он официально предъявит миру серебряную монету достоинством пятьдесят гривен. Официально запущенную в оборот Нацбанком Украины. Причем, презентует эту монету Ющенко не где-нибудь, а в Константинополе. В смысле в Стамбуле. Т.е. в самом сердце Византии. Да еще и в компании со Вселенским патриархом Варфоломеем I. Что, в принципе, вполне объяснимо. Ибо на монете отчеканены светлые образы, как самого Ющенко, так и патриарха. Который, как известно, летом посетил Киев по случаю празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Где Ющенко сделал из него Самого Главного Гостя. Чему в итоге посвятил выпуск новой украинской денежной единицы. Ну, там, Ющенко наследует традициям Владимира Великого, а Варфоломей, соответственно, являет собой незыблемость славянского выбора в отношении православия. Хотя последние несколько столетий эту роль как-то больше играет Московский патриархат. Но Ющенко свою линию гнет твердо. Посему и не совсем дипломатично заявил, что молитвы, и речи Варфоломея произвели непревзойденное впечатление на верующий украинский народ и дали уверенность на действенную помощь в создании Украинской Поместной православной церкви.
Словом, блажен, кто верует. В том числе и в собственные слова.
Так что с учетом своеобразной ментальности главы украинского государства, данное событие не может идти в сравнение ни с каким иным. Поскольку является живым подтверждением мессианства президента Украины.
Правда, мессианство это чуть-чуть искусственное. Так сказать политехнологическое. Запущенное, в том числе, и с использованием банального админресурса. Ну, что-то типа Ющенко (или, там, Балога) сказали "надо", а Нацбанк ответил – "есть"! Не говоря о том, что обосновать срочность государственного визита Ющенко в Турцию 27-28 октября – это вообще не вопрос. Даже если результат переговоров весьма сомнителен. Но кому теперь нужно обращать внимание на эти мелочи на фоне вечности.
Сакральность 28 октября для Ющенко кроется в том, что в этот день он официально предъявит миру серебряную монету достоинством пятьдесят гривен.
Кстати, о результатах поездки Ющенко в Турцию. Их как бы нет. В основном разговоры. О безвизовом режиме. Об увеличении торгового оборота. О создании в перспективе зоны свободной торговли и сотрудничестве в космической отрасли… О признании Голодомора геноцидом, похоже, в Анкаре не говорили. Поскольку для Турции слово геноцид по определению не совсем приятно. Так что, похоже, что кроме презентации монеты, главным результатом поездки для Ющенко стала возможность в очередной раз посвятить международную общественность в нюансы его разборок с Тимошенко. Нет, ну что за пагубная привычка таскать с собой за границу сор из собственной избы.
Ну, кому в Турции интересны призывы президента к премьер-министру. Можно подумать, что Ющенко не говорил в Киеве, чтобы Тимошенко вспомнила о своей преданности демократии и действовала в соответствии с Конституцией и законами Украины для того, чтобы как можно быстрее решить политический кризис в парламенте. Правда, на один президентский пассаж в Турции все же стоило обратить внимание. Поскольку Ющенко сообщил, что МВФ принял решение о предоставлении Украине финансовой помощи для выхода из кризиса. Хотя кое о чем Ющенко дипломатично умолчал. В первую очередь о том, что одним из обязательных условий для получения Украиной шестнадцати с половиной миллиардов долларов от МВФ является обязательное внесение изменений в украинское законодательство. Что в свою очередь подразумевает нормальное функционирование главного законодательного органа страны. Т.е. Верховной Рады. А это в свою очередь означает, что ни о каких досрочных выборах в ближайшее время речи быть не может. А раз парламент будет продолжать работать, то выходит, что Ющенко впервые проиграл Тимошенко по-крупному. Понятно, что бумеранг – штука коварная. Но, чтобы так сразу, тюк прямо в темя… И что теперь делать Ющенко? Публично признавать собственную неправоту? Каяться перед украинским народом? Как всегда делать вид, что ничего такого особенного не произошло? Или явить небывалую государственную мудрость, заявив, что поскольку страна стоит перед угрозой кризиса, лучше пока выборы отложить, и немножко пожить дружно. К тому же Ющенко об этом просит не только Тимошенко. К главе государства обратилась целая куча разнокалиберных культурных, спортивных, общественных и прочих политических деятелей.
К тому же указ Ющенко о приостановлении указа Ющенко, о прекращении полномочий парламента и досрочных выборах не имеет никакой конкретики. Т.е. на какое именно число перенесены досрочные выборы неизвестно.
Включая, скажем, первого президента Украины Леонида Кравчука или футболиста Андрея Шевченко. Т.е. как бы официально повод есть. К тому же указ Ющенко о приостановлении указа Ющенко, о прекращении полномочий парламента и досрочных выборах не имеет никакой конкретики. Т.е. на какое именно число перенесены досрочные выборы неизвестно. Правда, с другой стороны, Ющенко еще ни разу не шел на попятную. Поскольку шаг назад в непростых условиях выживания в украинской политике равносилен харакири. Но, опять же. Что делать, когда по результатам одного из последних опросов населения Ющенко, как кандидат на президентских выборах, занимает лишь третье место. Да еще и с результатом в 4,1 процента голосов потенциальных избирателей. По сравнению с 18,8 у Виктора Януковича и 16,7 у Юлии Тимошенко. Разрыв же между Ющенко и лидером КПУ Петром Симоненко, который занял в этом опросе четвертое место, составил…
Внимание! 0,1 процента. Согласитесь, для человека, верящего в собственное мессианство, результат не самый утешительный. И получается, что набор идеологических ценностей, который предлагает нации ее лидер, всего лишь на 0,1 процента отличается от аналогичного секонд хендовского комплекта имени Маркса-Ленина-Сталина. Т.е. все то, с чем Ющенко носится уже не первый год, все эти памятники Шевченко по всему миру, ОУН-УПА, Шухевич, голодомор-геноцид, трипольская культура, гетманские столицы, Евросоюз и НАТО, а теперь еще и деньги с собственным ликом – большинству избирателей, мягко говоря, неинтересны. Или малоинтересны. Поскольку один доллар, подскочивший в цене до 6,2 гривны, угроза роста массовой безработицы в сочетании с неопределенной ценой на российский газ оказались ценностями куда более важными, нежели любой ультрапатриотический культур-мультур. Так что пока, увы, приходится констатировать, что в гардеробе многих украинских политиков имеются только вышиванки. Причем, с очень длинными рукавами. Которые так удобно завязывать крепким узлом на спине. Что лишает этих самых политиков широты маневра. А то, что поверх этой части гардероба наброшен пиджак от Бриони или Зилли, вовсе не является признаком европейскости.
Т.е. все то, с чем Ющенко носится уже не первый год, все эти памятники Шевченко по всему миру, ОУН-УПА, Шухевич, голодомор-геноцид, трипольская культура, гетманские столицы, Евросоюз и НАТО, а теперь еще и деньги с собственным ликом – большинству избирателей, мягко говоря, неинтересны.
Мало того, о несвоевременности досрочных выборов заговорил уже и спикер парламента Арсений Яценюк. Теперь для того, чтобы пазл "Приплыли" был собран, нужно дождаться аналогичных шагов от Партии регионов. И, если это произойдет, то события будут разворачиваться по двум возможным сценариям. Первый – полное предание забвению идеи досрочных выборов в сочетании с коллективным поиском способов выживания в условиях глобального кризиса. Второй – досрочные выборы, но в формате "два в одном". Т.е. и парламентские, и президентские. Причем, не в 2008-м году, а чуть позже. Но при любом раскладе Ющенко лишается возможности единолично диктовать условия. Поскольку нынешний проигрыш лишил его комфортности пребывания во власти.
Ибо до этого момента на своем посту Ющенко чувствовал себя очень уютно. Т.е. был единственной постоянно действующей ветвью власти. Находился во главе государства. Ни за что не отвечал. Назначал виноватых. По своей прихоти распускал парламент и тасовал правительства. Пачками менял свое ближайшее окружение. При этом число желающих лизнуть VIP-гланды через задний проход, не иссякало. Что вселяло дополнительную уверенность в правоте собственных действий.
Теперь, похоже, ситуация меняется. И дело отнюдь не в том, что даже самые верные пропрезидентские парламентарии наотрез отказались пребывать на одном предвыборном гектаре с главой президентского секретариата Виктором Балогой. И не в том, что БЮТ готов показательно поддержать президентский антикризисный пакет, не давая при этом гарантии поддержки финансирования досрочных выборов. А, скорее, в том, что Ющенко по скорости потери электоральной поддержки может претендовать на рекорд в книге Гиннеса. А заодно и в том, что он вслед за Остапом Бендером уже вправе грустно повторить: "учения я не создал, учеников разбазарил, мертвого Паниковского не воскресил"…