Фото: Reuters
Виктор Ющенко и Яап де Хооп Схеффер пожимают друг другу руки во время Бухарестского саммита НАТО
Журналист The New York Times Том Шенкер анализирует в своей статье перспективы расширения НАТО на восток за счет принятия в Альянс Украины и Грузии.
В апреле этого года президенты и премьеры стран Североатлантического альянса на саммите организации в столице Румынии Бухаресте единогласно приняли решение, что две бывшие советские республики, Украина и Грузия, несомненно, в будущем вступят в НАТО. Впрочем, тогда из-за противодействия России и некоторой оппозиции внутри самого альянса точные даты не были названы. Иначе говоря, было сделано предложение, но не названа дата свадьбы.
Тогда временная коалиция старых членов (Германия, Франция, Италия и Испания) помешала американским планам начать формальную процедуру вступления – подключить их к Плану действий по членству в НАТО.
Так что в среду и четверг, заключает Том Шенкер, когда министр обороны США Роберт Гейтс встретится со своими коллегами на саммите в Эстонии, чтобы обсудить вопрос скорейшего вступления Украины в альянс, на повестке дня будут отношения не только с Украиной, но и с Россией. После августовской войны в Грузии руководство НАТО, пишет Шенкер, еще больше убедилось в необходимости предоставить гарантии безопасности странам Прибалтики и Восточной Европы, в том числе и Украине.
В то же время разгорающаяся теперь дискуссия о том, кто начал боевые действия, скорее на руку выступающим против поспешного вступления в НАТО новых стран, особенно Грузии. Согласно уставу НАТО, нападение на страну требует от остальных коллективного ответа. То есть, разъясняет журналист издания, если бы Грузия в августе состояла в организации, то альянс мог бы оказаться втянутым в войну с Россией. Так или иначе, на повестке дня саммита в Эстонии лишь Украина.
Украина, подчеркивает издание, в отличие от прибалтийских государств имеет глубокие политические, экономические и культурные связи с Россией. Американская делегация, впрочем, вновь собирается заявить, что решение о вступлении в НАТО должно быть сделано самими украинцами, а не с оглядкой на угрозы России.
Как сообщается, официальное решение о приглашении Украины в ПДЧ будет рассмотрено на встрече министров иностранных дел альянса в Брюсселе в следующем месяце, хотя пока ничто не указывает на то, что страны, выступающие против поспешных действий, изменили свое отношение.
Тем временем избранный президент США Барак Обама вряд ли выскажется официально по поводу расширения НАТО до своей инаугурации 20 января. Украина же находится в состоянии непрерывного политического кризиса в ожидании возможных выборов в середине декабря, а само население Украины, 17% которого составляют этнические русские, неоднозначно относится к перспективе вступления в НАТО.
Оригинал статьи - On NATO’s Table, Ukraine and a Test of Russian Ties
Перевод с английского Inopressa