UA
 

МН: Прощай, СССР. Здравствуй, СТС!

10 июня 2003, 10:30
0
60

"Кинодокументалист времен Союза Александр Роднянский стал одним из ведущих телевизионных топ-менеджеров", пишет журналист российской газеты "Московские новости" Юлия Ларина.

"Кинодокументалист времен Союза Александр Роднянский стал одним из ведущих телевизионных топ-менеджеров", пишет журналист российской газеты "Московские новости" Юлия Ларина.

Александр Роднянский - режиссер, который всегда делал очень грустное документальное кино, к примеру, "Прощай, СССР". Что не мешает ему сейчас возглавлять развлекательный канал СТС.

Александр Роднянский - ровно год гендиректор канала СТС, который находится в России. Что не мешает ему быть сопредседателем Совета директоров украинского канала "1+1" и одним из его владельцев.

Александр Роднянский делает на Украине политически насыщенное, с большим количеством дискуссионных шоу, аналитики и документальных фильмов телевидение. Что не мешает ему выстраивать в России канал, на котором нет политики и новостей.

Александр Роднянский работает на двух каналах. Что не мешает ему еще быть продюсером фильмов и программ.

Александр Роднянский чрезвычайно занят. Что не помешало корреспонденту "МН" взять у него интервью.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

- Как вы сами оцениваете год на канале СТС?

- Была возможность проиграть, но мы выиграли. Значительно выросли цифры, изменился облик канала. Это, конечно, еще далеко не то, что хочется видеть, но это уже и не то, за что бесконечно не по себе. И понятно, каким должно быть движение дальше.

- Самое неожиданное, наверное, событие за год: на канал без политики вы хотели привлечь программу "Намедни"...

- Мы были бы рады появлению на канале такой журналистики и такого лица, как Парфенов. Но была бы ли это программа "Намедни" в привычном виде, я не убежден. Успех СТС - я имею в виду постоянный рост аудитории и в два раза меньшую, чем год назад, дистанцию, которая нас сейчас отделяет от НТВ, - этот успех стал возможен во многом благодаря отсутствию политических новостей. И привлекли мы зрителей далеко не бездумных, а просто уставших. Эти люди, как я и мои друзья, комбинируют просмотр программ СТС с новостями и передачами других каналов.

- Так почему же все-таки не получилось с Леонидом Парфеновым?

- Наверное, не было большой борьбы за него с нашей стороны. Мы сегодня достаточно сильны, чтобы ощущать, что и мы для журналистов - шанс немалый. Канал, может, один из самых быстро развивающихся в стране. Поэтому нам, с одной стороны, приятно работать с известным журналистом, но, с другой стороны, мы хотим и ответной реакции. И сегодня я очень доволен "Историями в деталях" - уверен в перспективности этой программы.

- Отголосок прежних политических событий: созданная "Альфа-Групп" компания "Гамма-фильм" приобрела пакет сериалов, производители которых были связаны в свое время с "Медиа-Мостом" Гусинского. Что означает эта сделка для СТС, одним из акционеров которой является "Альфа-банк"?

- Сделка не связана с политикой. Крупнейшая библиотека отечественных сериалов, включающая в себя как известные бренды, так и новые, становится не монопольной собственностью старого НТВ или нового, унаследовавшего приоритетное право на покупку и пользование, а предметом рыночной борьбы. Это плюс. Но СТС имеет определенное лицо, что не позволяет включать в сетку бренды, лишенные позитивного, оптимистичного, ироничного взгляда на мир. Например, "Бандитский Петербург" - явно не наш сериал, а вот "Менты" могут у нас быть. И будут.

ВОСТОК - ЗАПАД

Из биографии Александра Роднянского:

"Родился 2 июля 1961 года в Киеве. Окончил факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого. С 1983 по 1990 год работал на киностудии "Киевнаучфильм". Режиссер фильмов "Миссия Рауля Валленберга", "Марш живых", "Прощай, СССР". Продюсер художественных фильмов "1000 и 1 рецепт влюбленного пивовара", "Две луны, три солнца", "Первая любовь", "Восток - Запад".

"Лауреат более 20 международных кинофестивалей. Как режиссер - трижды лауреат и многократный номинант премии "Ника". Лауреат премии "Феникс" Европейской киноакадемии за лучший европейский документальный фильм "Миссия Рауля Валленберга". Как продюсер был дважды номинирован на премию "Оскар" за фильмы "1000 и 1 рецепт влюбленного кулинара" (1996 год) и "Восток - Запад" (2000 год)".

СОЮЗ, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ

- Раньше вы снимали фильмы и выступали в качестве продюсера. Сейчас нет?

- Конечно, я уже давно ничего не снимаю.

- Неужели не хочется еще "немножечко шить"?

- Ужасно хочется. И даже несколько раз намеревался. Но я не понимаю, как это можно совмещать. У меня какой-нибудь скромный документальный фильм отнимал месяцы жизни. Вот продюсер - это проще. Есть две категории продюсеров - те, кто постоянно на съемочной площадке, таким я быть не могу. В моем случае продюсер - это тот, кто читает идеи, сценарии, смотрит материал. В этом качестве я сохранился. Для меня это важно.

- Давно ли вы смотрели фильм "Прощай, СССР"?

- Давно. Фильм очень грустный. Я его не пересматриваю, потому что это болезненно.

- У вас осталось ощущение, которое было в фильме: жалко распавшуюся страну?

- Мне не столько страну было жалко, сколько некую систему жизненных координат. Я вскочил в последний вагон уходящего поезда советской империи, конечно, безо всякой симпатии к слову "советский", хотя с определенными сантиментами к слову "империя". ХХ век развалил достаточно империй - Османскую, Австро-Венгерскую, Британскую... И на их обломках создали немало произведений люди поталантливее меня. Мне было жаль распада системы культурных ценностей, который был менее заметен в Москве, но значительно больше в Киеве. Но я категорический противник каких-либо возрождений в политическом смысле.

- После фильма "Прощай, СССР" вы действительно попрощались со страной, уехав в Германию...

- Я не эмигрировал. Я уехал туда работать, подписав договор с общественным немецким каналом - ZDF.

ПОЩАНИЕ НЕ СЛАВЯНИНА

Из автобиографичной картины Александра Роднянского "Прощай, СССР. Фильм 1-й. Личный" (1992 год):

"Это мой сын. Мы выбрали воскресное утро, как обычно, чтобы пойти на кладбище, где похоронены мой отец, два деда, бабушка и двоюродная сестра. В это воскресенье, 1 декабря 1991 года, проводился референдум о независимости Украины. Я еще не понимал, что именно этот день обозначил конец страны, в которой мы жили. Что моя страна так и не успела стать страной моего сына".

"Я не знаю, что такое счастье, но знаю, что в поисках его из города уехали почти все - не преувеличиваю - мои друзья и родственники. И знаю, что в надежде на него я сам еще здесь, хотя уже не уверен, что это правильно".

"29 сентября 1941 года. В окно последнего поезда, уходившего на Восток, мой дед передал мою маленькую маму бабушке. Так моей семье удалось тогда уцелеть. Среди 100 тысяч жертв Бабьего Яра было много моих родных".

"Сказать по правде, я всегда стеснялся этого родства. Еврейские местечки. Вернее, все, что осталось от них. Последние старики, опустевшие дома, исчезнувшие синагоги. Еще недавно мне казались смешными костюмы и прически, карикатурными акцент и язык".

"21 ноября 1943 года. Одна из первых съемок в освобожденном Киеве. Советские и иностранные журналисты в Бабьем Яру. Среди них - и мой дед. Я так и не сумел найти его в кадре".

"13 марта 1961 года. На Яр-Киевский район внезапно обрушились потоки разжиженного грунта. Это был грунт Бабьего Яра. Работы по замыву Яра начались в 50-м с целью, как тогда писали, благоустройства территории. Проще говоря, планировался Парк культуры и отдыха. На месте Бабьего Яра. Больше 10 лет упорно и планомерно продолжались эти работы. И дамба не выдержала. Погибли 145 человек. По официальным данным. Мама, беременная мной, ходила смотреть на затопленный район".

"29 сентября 1966 года. Это писатель Виктор Некрасов. Мой отец и дед были среди тех, кого собрали Виктор Некрасов и Иван Дзюба отметить 25-летие Бабьего Яра. Митинг был разогнан. Это уцелевшие кадры, снятые другом моего отца Эдуардом Тимлиным. Остальные - уничтожены или до сих пор хранятся где-то в архивах КГБ. Практически все участники съемки и митинга были наказаны".

"29 сентября 1976 года. В 35-ю годовщину Бабьего Яра был торжественно открыт этот памятник. Поставили его в стороне от Яра, выкопав маленький аккуратный овраг, имитирующий место отстрела. Ни намека на еврейскую трагедию на памятнике не было. Кто-то пробовал возмущаться, но им быстро заткнули рот. Мне было уже 15. Я стоял и молчал".

"Нет уже страны, где все это происходило. Что осталось? Несколько могил на Байковом кладбище, к которым я обречен возвращаться. Несколько друзей, которых хочется видеть. Несколько надежд, которые должен осуществить. И есть мой сын. Разве этого мало?"

СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

- Один из героев фильма "Прощай, СССР" - друг вашего детства ныне известный художник и продюсер Борис Краснов...

- Мы дружим и сейчас.

- Тогда он рассказывал в фильме, что не имеет московской регистрации, а машина у него - с киевскими номерами.

- Как я сейчас езжу по Москве.

- Но московская регистрация у вас хотя бы есть?

- Есть. Что касается друзей, в психологии есть такое понятие "комплекс базового доверия (или недоверия) к миру". У меня явно развит комплекс базового доверия к людям. Друзей много. Кроме того, для меня всегда существовали авторитеты - литературные, журналистские, кинематографические. Может, трепет перед последними и помешал мне что-то сделать в игровом кино.

- О каких авторитетах идет речь?

- На разных этапах это были разные кинематографисты. В неигровом кино - Лео Гурвиц. У него был фильм, прощальный по отношению к жене "Диалог с женщиной умершей". Это Крис Маркер, с которым я знаком, и его фильм "Без солнца". Я был в теплых отношениях с Герцем Франком, и люблю то, что он делал. Естественно, это Юрис Подниекс и фильм "Легко ли быть молодым". Мне повезло - я учился у выдающегося режиссера неигрового кино Феликса Соболева, автора фильмов "Семь шагов за горизонт", "Думают ли животные", "Дерзайте, вы талантливы!"

- Но ведь большинство фильмов, которые вы назвали, я уж не говорю про ваш фильм "Прощай, СССР", не могут быть показаны на СТС. Вам не обидно: вы возглавляете канал и не можете поставить фильмы, которые любите или делали сами?

- Не обидно. Я же не библиотеку с любимыми книжками собираю. Я канал делаю. Я много лет выписываю американский журнал "Vanity Fair", построенный на человеческих историях, на биографиях известных людей. Для меня это близко к каналу СТС. Я такой же зритель американских блокбастеров, как и зрители СТС. Я не обманываю, когда говорю, что мне интересно делать канал СТС. Да, он не охватывает, наверное, и 30 процентов моего интереса к телевизионным программам и фильмам. Но я уверен, что СТС очень востребован временем. Поскольку в стране должен победить приоритет частной жизни. И СТС может оказаться чрезвычайно полезен. Кроме того, СТС ужасно оптимистичный. Я люблю примеры из кинематографического проката. Не случайно сегодня самыми популярными фильмами мира являются сказки для взрослых - "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Матрица"-2"... А кто у нас сказку для взрослых на телевидении может давать, как не СТС?

- Вас, по слухам, все время куда-то назначают - то руководить НТВ, то ТВС. Эти слухи имеют какое-то под собой основание?

- Ко всем этим историям я отношения не имею. Я с большим трудом принял решение об СТС, для меня это был неожиданный жизненный поворот. И если уж я взял на себя определенные обязательства, я их выполню. Причем эти обязательства не только по отношению к акционерам канала, но и по отношению к себе. Иначе это просто неприлично.

ТЕГИ: ребенокдомсоветыняня
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии