Во время своего недавнего визита в Россию украинский премьер Виктор Янукович дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Российской газеты" Сусанне Альпериной.
- Виктор Федорович, как складываются ваши взаимоотношения с российским коллегой?
- С первой встречи с Михаилом Касьяновым мы ведем откровенный разговор о многих вопросах украинско-российских отношений. Самое главное, что между нами появились ясность и понимание того, где мы должны объединить усилия, дабы получить конкретные экономические результаты. Но там, где нужно защищать интересы наших стран, каждый стоит на своем. Иначе нельзя. Это понятно: и у России, и у Украины есть собственные экономические интересы, их надо отстаивать. Но мы научились искать компромиссы там, где это на пользу нашим странам. Мы стратегические партнеры, и поэтому обязаны в каждом из решений видеть прежде всего дальнюю перспективу, а не сиюминутный результат.
- Получается?
- Сегодня была уже четвертая встреча. Понятно, дела идут не так гладко, как хотелось бы - есть недоработки и с украинской, и с российской сторон. Порой наши специалисты отстаивают одностороннюю точку зрения, задача же премьеров - находить обоюдовыгодные решения.
- Один из таких трудных вопросов, как я понимаю, - более тесная интеграция наших стран, в перспективе - создание единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана... Находите ли вы взаимопонимание в обсуждении этих вопросов?
- Россия - мощное государство, с огромными ресурсами и капиталом. Но, надо отдать должное, мы разговариваем как равноправные партнеры. Сейчас в России создана благоприятная атмосфера для углубления сотрудничества, разработки совместных проектов. Я бы сказал, что в переговорном процессе Касьянов достаточно жесткий премьер-министр. Правда, я тоже не подарок. Поэтому не знаю, как он, но я с ним себя чувствую весьма комфортно: больше ясности в обсуждениях проблем. Да и к тому же, российский премьер - человек современный, государственный менеджер с большим опытом. Например, Россия создала хорошие условия для кредитования украинских потребителей крупных заказов на российское оборудование. Нам еще поучиться надо. Но, с другой стороны, Россия сделала это потому, что на сегодня состояние ее бюджета позволяет делать такие перспективные дальновидные шаги. Наши финансы еще не в том состоянии, чтобы принимать такие решения для поддержки украинских товаропроизводителей. Так что нам есть над чем работать, чему учиться друг у друга. Я бы сказал, что углубление сотрудничества - это не политика, а насущная практическая необходимость.
- А вы сами много занимаетесь политикой?
- Я не люблю заниматься политикой, но меня все время в нее втягивают. В России нет коалиционного правительства, а на Украине есть. У нас правительство сформировано из представителей фракций парламентского большинства.
- Украинский парламент утвердил программу нового правительства в апреле этого года. С какими трудности в ее выполнении вы уже столкнулись?
- Парламент утвердил программу 335 голосами (у нас в Верховной раде 450 депутатов). Почему эта программа была поддержана подавляющим большинством? Потому что мы ее создавали совместно с парламентом. Была широкая полемика со всеми политическими силами, общественными организациями, программа обсуждалась в регионах, ее рассматривала Национальная академия наук. Программа имеет большую социальную направленность. Но социальные проблемы государства невозможно решить, не решив экономические. Уже первый квартал 2003 года показал, что заложенные параметры выполняются. Бюджет по расходам (и в первую очередь по социальным выплатам) выполнен на сто процентов. А по доходам бюджет перевыполнен на три с половиной процента. Хочу подчеркнуть, что, рассматривая бюджет на второе полугодие, мы нашли возможности еще больше увеличить доходную часть.
Второе - с начала этого года ВВП рос в два раза быстрее, чем в прошлом году. Тогда было плюс 3,6%, сейчас - 7,1%. Рост промышленного производства составил 11,5%. Мы почувствовали большее доверие населения. Вклады в Сбербанк увеличились в полтора раза. Инвестиции выросли в 2,5 раза. Инфляция держится на уровне запланированной. Если в первом квартале она составляла 3,6%, то до конца года она будет на уровне 6%. Именно такие цифры были запланированы в бюджете 2003 года. Тот факт, что прогнозы подтверждаются, говорит о том, что мы реально оцениваем ситуацию в стране и управляем ею.
- А в программе учитывается зависимость экономики Украины от внешнеэкономической конъюнктуры?
- Я бы изменил формулировку. Не зависимость, а взаимосвязанность. Конечно, мы это учитываем. Хотел бы подчеркнуть также социальную составную экономики-2003. Так, уровень реальных доходов населения за время действия программы возрос на 4,5%, уровень заработной платы - на 15%. Если мы такую динамику будем сохранять и впредь, и обеспечим прирост ВВП на уровне 6-7% ежегодно, то через два года зарплата граждан Украины возрастет на 35%, а через три года - на 50%. Я бы подчеркнул, что именно сохранение динамики развития в сочетании с предсказуемостью внутренней и внешней политики страны даст стабильность развитию экономики.
- Чего ждут люди - как в России, так и в Украине?
- У меня много друзей, знакомых и родственников, которые живут в наших странах. У всех одно и то же требование: договаривайтесь побыстрей, уже терпения не хватает наблюдать, как вы толчете воду в ступе. Но, с другой стороны, есть реальность. Для сближения экономик нужна законодательная база, нужны определенные условия. В конце концов нужно время.
- Повлияет ли на ускорение создания зоны свободной торговли намеченная на сентябрь в Ялте встреча глав государств и подписание Украиной и Евросоюзом в рамках продвижения к ВТО протокола о взаимном доступе на рынки товаров и услуг?
- Мы договорились с российскими коллегами, что будем предусматривать в наших торгово-экономических взаимоотношениях особенности рынков Украины и Европы. Поэтому, когда мы говорим о зоне свободной торговли между Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном, мы четко представляем, что каждая страна все равно будет защищать свои интересы, свои рынки и своего товаропроизводителя. Например, Россия имеет одни цены на энергоносители, а Украина - другие, которые гораздо выше. Поэтому российские товары дешевле украинских. И эти условия Россия будет защищать. Вместе с тем мы понимаем, что очень долго такие низкие цены России не удастся удержать. Еще от силы пять лет, и эти цены выйдут на уровень мировых. Так что загонять друг друга в угол и излишне политизировать экономические проблемы мы не должны. Основой будущих отношений будут правила Всемирной торговой организации. Нужно понимать, что у России и Украины много общего, и это общее мы можем использовать с выгодой для всех.