UA
 

The Financial Times: Кризис в Киеве испытывает терпение Берлина и Москвы

24 февраля 2009, 15:27
0
5
The Financial Times: Кризис в Киеве испытывает терпение Берлина и Москвы
Фото: Reuters
После распада Советского Союза Украина занимает приоритетное место во внешней политике Германии

Министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер обычно за словом в карман не лезет. В интервью Financial Times на прошлой неделе он без запинки говорил о том, как справиться с мировым экономическим кризисом, и как строить отношения с Россией, пишет The Financial Times.

Однако об одном вопросе он в тот раз умолчал. А вопрос о том, что делать с кризисом в Украине.

"У нас нет ответов на все вопросы", - сказал он с усмешкой.

После распада Советского Союза Украина занимает приоритетное место во внешней политике Германии. Россия так и не смогла примириться с тем, что эта страна сегодня независима. Бывший российский президент Владимир Путин во время прошлогоднего саммита НАТО в Бухаресте сказал то же самое. Украина - жизненно важный транзитер поставляемого в Европу российского газа. По ее территории проходит 80 процентов общего объема европейского газового потребления из России. Эту важность подтвердило и полное закрытие транзитных трубопроводов, имевшее место в январе.

Берлину нужна стабильность в Украине. Он хочет избежать любых оснований для никому не нужного конфликта с Москвой. России нужно податливое и уступчивое правительство в Киеве, которое не ведет разговоры о вступлении в НАТО и не руководит транзитными газовыми потоками из России в Европу.

России нужно податливое и уступчивое правительство в Киеве, которое не ведет разговоры о вступлении в НАТО и не руководит транзитными газовыми потоками из России в Европу.

Штайнмайер крайне озабочен тем, что украинский политический процесс зашел в "полный тупик" в условиях жесткой конфронтации между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. Данное противостояние подрывает попытки подготовить программу спасения украинской экономики в условиях резкого падения ВВП, составившего за прошлый год 20 процентов.

"С одной стороны, конфликт лишает их способности действовать, а с другой - отсутствует подготовка к выборам", - говорит министр иностранных дел Германии.

"Мы поддержали Украину в МВФ [который согласился в прошлом году выделить этой стране двухгодичный резервный кредит в размере 16,4 миллиарда долларов]. Мы также поддержали ее в [Европейском банке реконструкции и развития]. Не знаю, сможем ли мы сделать больше".

Но делать нужно гораздо больше, и это очевидно. Для начала, газовое соглашение с Россией, которое было подписано в январе, может развалиться уже в ближайшие месяцы, если не недели.

Украинская государственная газовая монополия "Нафтогаз", которая отвечает за выплаты российскому поставщику газа "Газпрому", по сути дела, оказалась банкротом.

Украинская государственная газовая монополия "Нафтогаз", которая отвечает за выплаты российскому поставщику газа "Газпрому", по сути дела, оказалась банкротом. Она вынуждена продавать газ украинским потребителям с огромной скидкой, и теряет на этом около 2 миллиардов долларов в год. Данную сумму необходимо погашать за счет государственных субсидий.

Перечисление второго транша кредита МВФ Украине временно приостановлено, пока правительство спорит, какой должна быть сумма бюджетного дефицита - один или три процента ВВП. Фонд согласится на выплату при принятии второй цифры лишь в том случае, если будет найдено дополнительное финансирование.

Бывший советник при правительстве Украины Андерс Аслунд более оптимистичен, нежели Штайнмайер. Он утверждает, что в Украине просто идет "самая открытая и демократическая дискуссия, какую можно услышать практически везде, не считая Британии и Индии". Он также полагает, что экономика страны уже дошла до самого дна. Но чтобы заткнуть зияющую финансовую дыру Украины, необходимо еще 5 миллиардов долларов. Это кроме тех средств, которые выделяют МВФ, Всемирный банк, европейские институты и коммерческие банки.

"Если мы скажем "да" Украине, то что мы будем делать с Молдовой или с Грузией? Где все это начнется и где закончится? Сможем ли мы ограничиться Украиной?"

"Это очень небольшие деньги, - говорит Аслунд, - но последствия отказа в кредитовании будут ужасными. Важно иметь в наличии средства, которые можно использовать для тушения пожара".

Штайнмайеру такая идея не нравится. "Если мы скажем "да" Украине, то что мы будем делать с Молдовой или с Грузией? Где все это начнется и где закончится? Сможем ли мы ограничиться Украиной?" - спрашивает он.

С другой стороны, Россия в принципе сказала "да" и согласилась помочь. Но чем она обусловит такую помощь? Вряд ли требованием о соблюдении бюджетной дисциплины, на чем настаивает Берлин. Путин и "Газпром" практически не скрывают, что хотят завладеть всеми газопроводами и газохранилищами в Украине. Тогда уже не будет нужды вести споры о ценах на газ посреди зимы.

ТЕГИ: Украина-РоссияГермания
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии