Тема строительства газопровода в обход Украины начинает все активней обсуждаться в Европе. А пока Россия и Украина проводят очередные раунды переговоров по газу, высокая активность замечена в иракском направлении внешней политики Киева. Визит украинской делегации в Багдад, в ходе которого договаривались о закупках иракской нефти, проходил в обстановке строгой секретности.
Вице-премьер, министр экономики Польши Януш Штейнхофф прозрачно намекнул на то, что Варшава могла бы согласиться на строительство на своей территории такого газопровода, если Украине будет предоставлена соответствующая компенсация.
В интервью еженедельнику "Впрост" министр экономики Польши, в частности, заявил: "Мы готовы к разговорам на тему полной загрузки Ямальского газопровода и сооружения его новой ветки, но стоит также взвесить предложения, которые бы гарантировали для Украины долю в новых инвестициях. Это могло бы компенсировать ее потери в случае уменьшения транзита газа через ее территорию".
Польский политик подчеркнул, что и Варшава, и Киев должны быть проинформированы как о пути нового газопровода из России в Европу, так и о перспективах увеличения экспорта газа из России. По его мнению, все заинтересованные в данном вопросе государства должны собраться на международную конференцию и подискутировать о своей роли в этом процессе.
Между тем в тот самый день, когда интервью Штейнхоффа было опубликовано, в Вене проходила международная конференция, посвященная как раз перспективам поставок нефти и газа из стран СНГ в Европу. В ней принимали участие представители Еврокомиссии, России, Украины, прикаспийских государств СНГ, а также консалтинговых и трейдерских фирм из Европы. Правда, такие гиганты, как "Рургаз" и "Газ де Франс", не были представлены в Вене, так как в это же время в Алма-Ате проходила другая конференция - по инвестициям в нефтегазовый комплекс.
О том, какое значение придавала этому событию Украина, свидетельствует тот факт, что президент Леонид Кучма встречался с главой делегации вице-спикером Степаном Гавришем как раз перед его отлетом в Вену. На самой конференции г-н Гавриш заявил представителю Еврокомиссии Джону Метерзу, что Украина как член Европейской энергетической хартии имеет равные права на участие как в обсуждении проблемы поставок российского газа в Европу, так и в реализации проекта транспортировки. Иной подход, по его словам, был бы дискриминационным по отношению к Киеву.
Как сообщил Гавриш корреспонденту "НГ", конференция стала местом очередного выяснения отношений между Украиной и ОАО "Газпром", чей представитель г-н Обухов обвинил Киев в воровстве российского газа. После этого украинская делегация отдельно встретилась с российской делегацией, возглавляемой послом по особым поручениям Андреем Урновым, и заявила, что негоже в присутствии ЕС "стирать грязное белье", а надо садиться за стол переговоров, чтобы обеспечить транспортировку газа в Европу. По заверениям Гавриша, Украина гарантирует, что не допустит воровства ни одного кубометра газа, если договорится о расчетах с "Газпромом" живыми деньгами. Однако, по его словам, "Газпром" пока не готов идти на это, тогда как позиция российского правительства и по данному, и по другим вопросам оказалась более сдержанной и объективной.
На конференции украинские парламентарии, авторы законопроекта о приватизации газотранспортной системы Гавриш, Гудыма и Дияк пытались убедить россиян и европейцев в том, что с реализацией этого документа (о нем "НГ" уже писала) разговор об обходных газопроводах отпадет сам собой и что наилучший путь решения проблем транспортировки углеводородного сырья - это объединение усилий Украины, России и Европы. Украинская делегация отстаивала вариант транспортировки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды, который должен быть достроен в текущем году. Кстати, подчеркивалось, что по нему наряду с каспийской может транспортироваться и российская нефть, о чем на Украине до сих пор не говорилось.
Киев считает, что украинский путь транспортировки - самый выгодный с экономической точки зрения, тогда как маршруты через Новороссийск и Джейхан продиктованы только геополитикой. Однако, по словам вице-спикера, украинские предложения не вызвали оваций. Гавриш отметил, что все стороны сейчас выступают как конкуренты, которые не видят ничего лучшего, кроме собственных предложений, и эти разногласия могут привести к тому, что проект транспортировки каспийской нефти не достанется ни Европе, ни России.
Обращает на себя внимание, что на конференции в Вене ведущую роль в украинской делегации играли депутаты парламента, а правительство было представлено фигурами второго ряда. Глава же нефтегазового монополиста НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Копылов договаривался в эти дни в Багдаде о покупках иракской нефти. Предполагается, что на Украину еще до конца этого года поступит несколько миллионов баррелей нефти в рамках квоты, установленной Советом Безопасности ООН в соответствии с программой "Нефть в обмен на продовольствие". Возглавлял же украинскую делегацию, которая была принята лично Саддамом Хусейном, первый вице-премьер Юрий Ехануров.
Визит, формальным поводом для которого стало открытие украинских посольств в Багдаде и Дамаске, проходил в обстановке секретности. Киевские СМИ ничего не сообщали о нем, пока, вернувшись из поездки, сам Ехануров не провел пресс-конференцию. Поскольку первый вице-премьер имеет репутацию "человека президента" в кабинете Виктора Ющенко, то багдадский вояж украинской делегации можно отнести скорее к президентской, чем к кабминовской дипломатии. Об этом говорит и тот факт, что заслуга в оживлении отношений с Багдадом приписывается украинской прессой депутату Верховной Рады, лидеру Социал-демократического союза (СДС) Сергею Пересунько. У СДС налажены хорошие контакты с иракской правящей партией Баас, в минувшем году между партиями было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, после чего Сергей Пересунько даже побывал на дне рождения Саддама Хусейна.
Однако личные заслуги г-на Пересунько, который был в Багдаде в составе нынешней делегации, не стоит переоценивать, поскольку за его спиной стоит более могущественный политик - секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук. Ведь сам СДС создавался в прошлом году как структура под предвыборную кампанию Марчука. А позиция секретаря СНБО, заключающаяся в том, что Украина должна проявлять активность в иракском вопросе, хорошо известна.
Впрочем, данное направление внешней политики до недавнего времени игнорировалось украинским МИДом. Возглавлявший это ведомство Борис Тарасюк делал акцент на сотрудничестве с членами НАТО (в том числе и потенциальными) в ущерб отношениям не только с Россией, но и со всеми прочими странами. Об этом говорит, в частности, наличие давно не заполненных вакансий на места послов в Индии, Пакистане, Японии, ЮАР, что вызвало публичные упреки президента в адрес МИДа во время недавнего представления аппарату ведомства нового министра Анатолия Зленко.