Через три года после убийства журналиста Георгия Гонгадзе правозащитные организации и журналистские профсоюзы заявляют, что Украина по-прежнему достаточно далека от соблюдения международных норм в области свободы слова, - пишет московский корреспондент Би-Би-Си Евгений Каневский в статье "Украина: цензура или плюрализм", опубликованной на сайте BBCRussian.com 16 сентября.
Украинские власти считают такие утверждения безосновательными, и заявляют, что в стране созданы все условия для свободного обмена мнениями.
Георгий Гонгадзе - журналист, известный резкими публикациями о представителях власти, - исчез 16 сентября 2000 года. Через некоторое время в лесу под Киевом было найдено его обезглавленное тело, а в Украине разразился крупнейший политический скандал за время независимости.
Ссылаясь на тайные записи майора Мельниченко, украинская оппозиция обвинила в санкционировании убийства президента страны Леонида Кучму. Сам глава государства неоднократно говорил, что не отдавал никаких приказов относительно Гонгадзе.
За время расследования этого убийства в Украине сменились практически все руководители силовых структур (некоторые из них по два раза), однако организаторы преступления по-прежнему не найдены.
112-е место
По мнению журналистских профсоюзов и правозащитных организаций, мало изменилась и ситуация с соблюдением свободы слова в Украине.
В последнем отчете о состоянии свободы слова во всем мире международная организация "Репортеры без границ" поместила Украину на 112-е место из 139 стран мира, а Леонид Кучма по итогам 2002 года был снова включен в число врагов свободы прессы.
По данным "Репортеров без границ", в 2002 году в Украине один журналист погиб, двое - оказались за решеткой, на восемь журналистов были совершены нападения, а еще пятеро журналистов получали угрозы.
Однако, по мнению украинского комитета по телевидению и радиовещанию, отвечающего за информационную политику в стране, позиция Украины в индексе "Репортеров без границ" является "результатом предубежденного и необъективного отношения представителей этой организации"
"Утверждения отдельных экспертов о существовании в Украине жесткой цензуры не имеют никаких оснований, - сказано в комментарии председателя комитета Ивана Чижа, переданного Русской службе Би-би-си. - Одной из возможных причин муссирования вопроса политической цензуры в украинских СМИ может быть активизация внутриполитической борьбы в связи с приближением президентских выборов".
Но некоторые украинские политики и журналисты говорят об обратном.
"Темники"
Прошлой осенью один из депутатов Верховной Рады заявил во время заседания парламента, что центральные СМИ, в особенности телевизионные компании, периодически получают от администрации президента страны так называемые "темники", то есть списки тем, которые необходимо освещать в новостях.
По утверждениям журналистов, эти документы, в которых среди прочего содержатся рекомендации об акцентах освещения тех или иных событий, продолжают поступать в центральные СМИ.
"Информация, которая неофициально приходит к нам от коллег журналистов, свидетельствует о существовании этих темников. Они стали более изощренными, но тем не менее, они существуют", - считает председатель Киевского независимого медиа-профсоюза Сергей Гузь.
Власти же отрицают существование "темников" и называют подобные обвинения "безосновательными".
"В основном проблемы со свободой слова возникают от неурегулированности отношений между собственниками или основателями СМИ и творческими коллективами", - сказано в комментарии Ивана Чижа.
С этим утверждением частично согласны и журналистские профсоюзы. Однако они считают, что правовая неопределенность делает журналистов уязвимыми для давления.
Все - в интернет!
"В большинстве центральных средств массовой информации, где с правовым оформлением работы журналиста есть большие проблемы, - говорит Сергей Гузь - Где существует нелегальная зарплата, где существуют полулегальные условия работы журналистов, там - давление администрации на журналистов очень большое, и, соответственно, там темники выполняются".
Между тем, многие жители Украины предпочитают узнавать о происходящем в стране из сетевых средств массовой информации, которые менее подвержены цензуре и влиянию государства.
"Я узнаю новости в первую очередь из интернета, потом - из газет, в последнюю очередь - с телеэкрана", - говорит менеджер одной из киевских компаний Анастасия Выпова.
Вместе с тем, Анастасия Выпова считает, что украинские СМИ в основном работают объективно, хотя иногда не уделяют внимание некоторым событиям.
"Информация более-менее объективная, - говорит она. - Хотя бывают, конечно, вопросы, когда что-то скрывается, или вообще не говорится. И об этом узнаешь из других источников, из того же интернета, из других новостных сайтов - не украинских и даже, может быть, не российских".