Журналист российского интернет-издания Страна.ru Сергей Плетнев пишет о коммерческом аспекте конфликта между Россией и Украиной вокруг острва Коса Тузла в Керческом проливе.
Уже несколько дней остается напряженной обстановка между Россией и Украиной из-за сооружения российской стороной дамбы, которая должна соединить остров Тузла с территорией Российской Федерации. Администрация Краснодарского края заявляет, что восстанавливаемая дамба сооружается исключительно для защиты российской береговой линии. Украина считает, что речь идет о посягательстве на ее суверенитет, а Россия лишь делает вид, что не понимает этого.
Что касается коммерческой стороны конфликта, то, как сообщили Стране. Ru в Министерстве транспорта РФ, у нас есть другой способ избежать использования судами Керчь-Еникальского канала и, соответственно, выплат украинской стороне значительных сумм за проход к нашим портам на Азовском море.
Как рассказали в отделе безопасности мореплавания Министерства транспорта, два года назад там провели подсчеты и выяснили, что российские суда за проход по Керчь-Еникальскому каналу платят Украине порядка 15 миллионов долларов в год. Это плата за навигационные, лоцманские услуги и ряд других сборов. Правда, сейчас эта сумма уже несколько меньше, поскольку недавно были проведены дноуглубительные работы на двух фарватерах под номерами 50 и 52, которые находятся в российских территориальных водах. И те суда, которые имеют небольшую осадку, могут ими пользоваться. Соответственно, часть платы за проход по каналу поступает уже в российский бюджет.
Так как абсолютное большинство судов, которые проходят по глубокому Керчь-Еникальскому каналу, идут либо под российским флагом, либо направляются в российские порты, попытки сделать канал двусторонним, успехом не увенчались - Украине это было совершенно невыгодно.
Есть планы по соединению фарватеров 50 и 52 в один. Для этого нужно прорыть еще один канал по мелководью длиной примерно 800 метров и углубить эти фарватеры. В этом случае суда могут не пользоваться Керчь-Еникальским каналом, и соответственно, не платить денег Украине. Проект этот существует несколько лет, но до сих пор не реализовывался по причине неурегулированности статуса Азовского моря и Керченского пролива. Однако, сейчас статус внутреннего моря за акваторией закреплен статьей 5 российско-украинского договора о сухопутной границе, и ничто не мешает России осуществить этот проект.
В этом случае принадлежность косы Тузла не будет иметь никакого значения, точно так же как и строительство дамбы к ней. Судоходство по этой мелководной части Азовского моря не производится, и дамба может помешать только рыбацким лодкам.