Фото: Reuters
В Киеве надеются, что Тимошенко Путин в конце апреля решат все спорные вопросы
О Фирташе можно забыть, пишет Татьяна Ивженко в сегодняшнем номере российской Независимой газеты.
В понедельник руководители Счетных палат РФ и Украины Сергей Степашин и Валентин Симоненко подписали совместное коммюнике по итогам аудита деятельности компании РосУкрЭнерго. Финансовая проверка, параллельно проводимая в двух государствах, была завершена еще 31 марта.
Украинская сторона не обнародовала результаты, ссылаясь на необходимость их официального утверждения. Степашин отказался рассказать об итогах, ссылаясь на просьбу официального Киева: "Мы синхронизируем объявление итогов проверки. Думаю, что данный подход будет содействовать объективности". Эксперты допускают, что отдельные украинские политики пытались использовать результаты аудита в своих предвыборных целях. "Но на сегодня никакой политики в этом нет. Произошла просто констатация факта: правительства Украины и России поставили последнюю точку в истории сотрудничества с компанией-посредником", – сказал руководитель энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин.
Отдельные украинские политики пытались использовать результаты аудита в своих предвыборных целях. Но на сегодня никакой политики в этом нет. Произошла просто констатация факта: правительства Украины и России поставили последнюю точку в истории сотрудничества с компанией-посредником - эксперт
Суть подписанного коммюнике сводится к тому, что на начало февраля, когда РосУкрЭнерго перестала быть посредником по поставкам всего импортного газа в Украину, долг этой компании Газпрому составлял 514,16 млн. долл. Эта сумма получилась в результате сопоставления общей задолженности СП РосУкрЭнерго перед Газпромом – 1,054 млрд. долл. и задолженности Газпрома перед СП – 540,53 млн. долл.
Все украинские чиновники от энергетики вчера уверяли, что для Украины результаты аудита ничего не значат ни в политическом, ни в экономическом смысле. "Речь идет об отношениях двух хозяйствующих субъектов – Газпрома и его дочерней структуры. Мы никакого отношения к этому не имеем", – заверил пресс-секретарь Нафтогаза Украины Валентин Землянский.
Суть подписанного коммюнике сводится к тому, что на начало февраля, когда РосУкрЭнерго перестала быть посредником по поставкам всего импортного газа в Украину, долг этой компании Газпрому составлял 514,16 млн. долл.
Ранее близкие к Юлии Тимошенко чиновники настаивали на том, что именно задолженность РосУкрЭнерго перед Газпромом позволила российской компании переуступить Нафтогазу 11 млрд. куб. м газа, которые были закачаны в украинские подземные хранилища компанией РосУкрЭнерго. Попытка растаможить этот газ на Нафтогаз обернулась громким скандалом: Служба безопасности Украины (СБУ) начала расследование, в ходе которого вооруженные подразделения заблокировали офис Нафтогаза в начале марта. Позже руководитель СБУ Валентин Наливайченко подтвердил, что Нафтогаз получил право собственности на газ, принадлежавший РосУкрЭнерго согласно гражданско-правовому соглашению. "На сегодня вопрос исчерпан", – заверил Валентин Землянский. В Киеве отказались комментировать вопрос о несоответствии двух сумм: полумиллиардного долга РосУкрЭнерго перед Газпромом и стоимости принадлежавшего посреднику газа. В марте вице-премьер украинского правительства Александр Турчинов оценил спорные 11 млрд. куб. м в 4–5 млрд. долл.
Любопытно, что в Стокгольмском арбитражном суде, который в конце марта начал рассматривать иски РосУкрЭнерго к Нафтогазу, нет искового требования о возмещении 11 млрд. куб. м газа. Об этом заявил на днях первый заместитель главы украинской компании Игорь Диденко. Он уточнил, что 24 марта были представлены все иски сторон друг к другу: "Не только со стороны РосУкрЭнерго есть иски к Нафтогазу". Еще есть иски встречные – от Нафтогаза к РосУкрЭнерго: на 62 миллиона долларов и 118 миллионов долларов за разрыв транспортного контракта и контракта на хранение (газа)". Диденко утверждает, что судебная тяжба завершится не ранее 2010 года. А спорные моменты, по словам чиновников, сможет урегулировать Тимошенко в ходе перенесенного на 29 апреля визита украинского премьера в Москву.
Любопытно, что в Стокгольмском арбитражном суде, который в конце марта начал рассматривать иски РосУкрЭнерго к Нафтогазу, нет искового требования о возмещении 11 млрд. куб. м газа.
В частности, в Киеве надеются, что глава правительства договорится о том, чтобы Газпром не предъявлял Нафтогазу штрафные санкции за недобор газа в первом квартале. Согласно подписанным в январе контрактам, за первые три месяца года украинская сторона должна была выкупить 5 млрд. куб. м газа, но фактическое потребление составило 2,6 млрд. куб. м. Недоплата составила, по оценкам чиновников, около 504 млн. долл. Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский в середине апреля сообщил, что Газпром уведомил Нафтогаз о нарушении контракта и что сумма штрафных санкций за недобор газа может достигать 530 млн. долл.
Отчет Счетных палат планировался к моменту визита Тимошенко в Москву: это стало бы хорошим примером совместной работы и началом объединения позиций. Но визит был перенесен, и отчет потерял политический смысл. Фирташ перестал быть важным фактором украинской политики – забудьте это имя - представитель команды Тимошенко
"Никаких претензий к Нафтогазу со стороны Газпрома не было", – утверждает Землянский. Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан на днях уточнил, что договоренности об уменьшении объема поставок и об оплате только потребленного газа достигнуты по апрель включительно. "В тех платежках, которые выставляются Газпромом, фигурирует фактический (а не законтрактованный. – НГ) объем потребления за эти месяцы. Будем надеяться на добрую волю (Газпрома. – НГ) и договоренности в будущем", – сказал он.
Источник НГ, близкий к правительству, заметил, что Юлия Тимошенко и Владимир Путин в конце апреля решат все спорные вопросы. Ожидается, что Украина предложит России некие особые условия участия в проекте модернизации газотранспортной системы (ГТС). Хотя все собеседники газеты в Киеве по-прежнему утверждают, что правительство не рассматривает возможность создания газотранспортного консорциума с передачей в его управление ГТС. Именно на этом ранее настаивала российская сторона. "Отчет Счетных палат планировался к моменту визита Тимошенко в Москву: это стало бы хорошим примером совместной работы и началом объединения позиций. Но визит был перенесен, и отчет потерял политический смысл. Фирташ (совладелец РосУкрЭнерго) перестал быть важным фактором украинской политики – забудьте это имя", – пояснил происходящее представитель команды украинского премьера.