Владимир Путин и Юлия Тимошенко провели сложные переговоры в "братской атмосфере", пишет в свежем номере газеты Время новостей журналист Алексей Гривач.
Добрососедство в отношениях России и Украины в последнее время проявляется исключительно во время визитов в Москву премьер-министра Юлии Тимошенко. Президента Украины Виктора Ющенко уже давно не воспринимают в Кремле и Белом доме как приемлемого партнера и даже собеседника, а сложность политического момента заставляет рассматривать все действия сторон в контексте предстоящих осенью выборов главы украинского государства.
Вчерашний российско-украинский день в Москве, в ходе которого состоялись заседание межправительственного комитета по экономическим вопросам, встреча Владимира Путина и Юлии Тимошенко в формате "один на один" и расширенные двусторонние переговоры, подтвердил, что госпожа премьер - на сегодня основной визави из Киева.
"Мы хорошо понимаем свою ответственность за сохранение капитала сотрудничества, связывающего Россию и Украину. Именно поэтому мы стремимся действовать взвешенно и адекватно, ищем взаимоприемлемые подходы к решению общих задач. Свидетельством тому стали и наши сегодняшние переговоры", - сказал вчера Владимир Путин. А посол России на Украине Виктор Черномырдин, отвечая на вопрос журналистов о том, как проходили переговоры, отметил, что "атмосфера была братская, почти в обнимку". "Настолько интересно, что работали без обеда", - цитирует его РИА Новости.
Президента Украины Виктора Ющенко уже давно не воспринимают в Кремле и Белом доме как приемлемого партнера и даже собеседника, а сложность политического момента заставляет рассматривать все действия сторон в контексте предстоящих осенью выборов главы украинского государства.
"Просто хорошо, что у нас налаживается сотрудничество и что в прошлое уходят те времена, когда чувствовалась некая конфронтация, - вторила российским партнерам Юлия Тимошенко. - Я хочу и Вам, и всей команде выразить благодарность за то, что между нами строится такая конструктивная работа. Спасибо большое за гостеприимство".
Однако за публичными речами было понятно, что обида российской стороны за декларацию по модернизации газотранспортной системы Украины, которую г-жа Тимошенко не так давно подписала с Еврокомиссией "за спиной" у г-на Путина, не прошла. Основные надежды Киева в газовой и финансовой сферах так и остались надеждами. Премьер не получила от российского собеседника ни обещаний выделить 5-миллиардный кредит, ни изменения схемы оплаты российского газа в период закачки его в подземные хранилища. Не удалось и переписать контракт на поставку газа, чтобы юридически снять возможность предъявления штрафных санкций за недобор сырья.
Г-н Путин отметил, что вопрос о закачке газа в подземные хранилища обсуждался на переговорах с украинским премьером "в деловом режиме, без шума и пыли". "В сухом остатке, - говорит источник "Времени новостей" в "Газпроме", - договорились только об условиях оплаты газа, поставленного в апреле". По его словам, в ближайшие дни "Газпром" перечислит "Нафтогазу Украины" предоплату за транзит газа в 2009 году около 250 млн долл. Еще около 370 млн долл., которые украинский концерн должен будет, по предварительным данным, перечислить за апрель, Киев пообещал найти собственными силами. Деньги должны поступить на счета "Газпрома" не позднее 7 мая. Получается, что "Нафтогаз" опять импортирует из России гораздо меньше плановых объемов - 2,3 млрд кубометров вместо обозначенных по контракту 3,4 млрд. Тем не менее Москва по-прежнему закрывает на это глаза и не выставляет "Нафтогазу" прописанные в контракте штрафы за недобор.
Г-жа Тимошенко заявила по этому поводу: "Хочу выразить Вам свою благодарность за то, что мы находим взаимопонимание по тем пунктам контракта, которые говорят о том, что мы должны были брать заказанный объем газа, но мы сегодня берем столько, сколько позволяет кризис, и оплачиваем в полном объеме. Важно, что такие договоренности есть".
И Владимиру Путину, и "Газпрому" выгодно нынешнее положение вещей: возможность выставить обоснованные контрактом многомиллиардные штрафы - хороший инструмент давления на визави.
Однако вопрос об изменении контрактных объемов, который украинский премьер перед визитом обещала поставить на переговорах, Москва рассматривать отказалась. И Владимиру Путину, и "Газпрому" выгодно нынешнее положение вещей: возможность выставить обоснованные контрактом многомиллиардные штрафы - хороший инструмент давления на визави. Кроме того, снижение верхней планки может привести к тому, что "Нафтогаз" станет выбирать еще меньше газа, чем сейчас.
Выделять Киеву межправительственный кредит на 5 млрд долл. (он нужен правительству Юлии Тимошенко, чтобы претендовать на возобновление антикризисных траншей от МВФ) Москва не спешит, как и займы на оплату газа в период закачки ПХГ и строительство двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. "На сегодняшний день окончательного решения нет. Есть понимание, как вести консультации, - сообщил российский премьер, отметив, что нужны "дополнительные исследования и консультации".
Отвечая на вопрос, может ли Украина расплатиться за закачку газа в подземные хранилища (с апреля по октябрь "Нафтогаз" должен закачать в ПХГ около 19,5 млрд кубометров на сумму 4,8 млрд долл.) в зачет за обеспечение транзита российского газа, Путин заявил, что для этого России придется "предоплатить" транзит на несколько лет вперед. И тут же перешел в наступление на обидную брюссельскую декларацию. "Если "Газпром" заплатит за транзит на несколько лет вперед, а потом ГТС (газотранспортная система Украины) претерпит изменения, и если появится вместо "Нафтогаза" другая компания, с кого спросить? С тех пор как мы увидели документ (декларацию - Ред.), так и чешем", - сказал глава правительства под смех в зале, заметив, что задававший вопрос журналист почесал голову.
Еще до начала официальных переговоров министр энергетики России Сергей Шматко рассказал прессе, что Россия и Украина обменялись проектами межправсоглашения в газовой сфере. Он подчеркнул, что документ подразумевает, в частности, возможность участия России в модернизации газотранспортной системы Украины. По его словам, этот пункт имеется и в украинском, и в российском вариантах проекта.
Подписание соглашения может стать политическим реваншем России за брюссельскую декларацию, хотя изначально на закреплении газовых договоренностей между "Газпромом" и "Нафтогазом" на уровне правительств настаивала именно украинская сторона. Российскому концерну еще один политический документ не нужен, гораздо важнее сохранить незыблемость подписанных в январе 10-летних контрактов на поставку и транзит. Давление на них со стороны секретариата президента Украины остается большим, а осенью газ в очередной раз станет одним из главных факторов президентской гонки.
Тем интереснее будет повестка и содержание следующего заседания межправительственного комитета по экономике, который, по словам г-жи Тимошенко, пройдет в Киеве в сентябре. Если, конечно, в отношениях между правительствами опять не возникнет обстоятельств, исключающих приезд Владимира Путина в столицу Украины.
***
В рубрике Мир о нас статьи зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.