Фото: Корреспондент.net
Из-за раскола и распрей между демократами в странах бывшего СССР к власти могут прийти авторитарные антизападные режимы, пишет CSM
С точки зрения безопасности и экономических интересов Запад не может не волновать исход разразившегося сегодня кризиса в Грузии и Украине, которому СМИ уделяют явно недостаточно внимания, пишет американская Christian Science Monitor.
Грузинская революция роз в 2003 году, а затем и оранжевая революция в Украине породили по всему миру большие надежды на торжество демократии в странах бывшего СССР. Однако в дальнейшем демократические силы, раздираемые личной неприязнью между лидерами и противоборством коррупционных интересов, поставили будущее своих стран под угрозу. В России именно свары между демократами облегчили задачу Владимиру Путину, вернувшему страну на авторитарный путь.
Сегодня Москва пользуется ситуацией, сложившейся в Украине и Грузии, демонизируя демократов, помогая их противникам, и поддерживая сепаратистов. Неспособность демократов наладить в этих странах сотрудничество может обернуться установлением авторитарных или антизападных режимов.
Если Украина и Грузия хотят избежать подобного исхода, им надо немедленно принять ряд непростых решений.
Сегодня Москва пользуется ситуацией, сложившейся в Украине и Грузии, демонизируя демократов, помогая их противникам, и поддерживая сепаратистов.
В Грузии президент Михаил Саакашвили, получивший образование в США, поначалу проводил реформы, но затем начал проявлять нетерпимость к инакомыслию, подвергать гонениям некоторые СМИ и препятствовать свободе дискуссий. Его бывшие соратники по революции роз сегодня возглавляют оппозиционные партии. Их сторонники блокируют улицы и препятствуют железнодорожному сообщению. 26 мая, в День независимости Грузии, на футбольном стадионе собрались десятки тысяч демонстрантов.
В мае США и Евросоюз призвали оппозиционеров вступить в переговоры с властью относительно дальнейших реформ. Этот призыв был фактически проигнорирован. Вместо этого большинство оппозиционных организаций требует немедленной отставки грузинского президента. Как показывают социологические опросы, его сегодня поддерживают лишь две пятых населения страны. Серьезную озабоченность вызывает возможность вспышки насилия в Грузии. Так, там уже взбунтовалась одна из воинских частей, а в здании антиправительственной телестанции была брошена граната.
Ющенко из кожи вон лезет, чтобы досадить Москве, а Тимошенко подумывает о создании коалиции, которая бы теснее привязала страну к России.
Нынешний президент Украины Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко в ходе оранжевой революции возглавили демократические силы, а затем инициировали реформы. Однако коррупция сводит на нет преимущества, связанные с динамичным экономическим ростом; сохраняется и раскол между Западом и Востоком страны. Двое лидеров стали заклятыми врагами. Ющенко из кожи вон лезет, чтобы досадить Москве, а Тимошенко подумывает о создании коалиции, которая бы теснее привязала страну к России. И это лишь самый поверхностный очерк происходящего.
Какова же мораль этой печальной политической басни?
Во-первых, наследие сталинизма - въевшийся в подсознание страх, порождающий недоверие на политической арене и в обществе - до сих пор препятствует свободе дискуссий, хотя именно она укрепляет стабильность в постсоветских государствах. Так, в грузинском обществе после разгрома в войне с Россией и начала экономического спада усилились противоречия. Именно возможность в открытую обсуждать эти проблемы позволяет грузинам не усугублять противостояние. Саакашвили благоразумно избежал повторения ситуации 2007 г., когда он силой разгонял мирные демонстрации и закрывал свободные СМИ.
Свары между демократами в Украине ослабляют их способность сопротивляться российскому давлению по вопросам о транзите энергопоставок и статусе Крыма.
Теперь необходимы серьезные переговоры между сторонами и урегулирование разногласий демократическим путем. В Украине открытые дискуссии облегчают принятие трудных решений, которые позволят стране получать помощь от Международного валютного фонда, и ослабляют межрегиональную напряженность.
Второй урок гласит: разобщенность и слабость в тот момент, когда будущее обеих стран висит на волоске, чреваты опасными последствиями. Свары между демократами в Украине ослабляют их способность сопротивляться российскому давлению по вопросам о транзите энергопоставок и статусе Крыма. Аналогичные междоусобицы в Грузии препятствуют политическому примирению и строительству лояльных и аполитичных вооруженных сил.
Мы часто слышим призывы, адресованные в основном Соединенным Штатам, чтобы они призвали руководство обеих стран к порядку и заставили их преодолеть внутриполитический тупик. Не далее как на прошлой неделе, к примеру, Ющенко встретился с послами стран большой семерки в Киеве и просил их правительства о помощи в спасении украинской демократии. Однако подобные шаги не приведут к эффективному результату. Политические процессы в Украине и Грузии носят сложный характер, и иностранцы плохо их понимают. Кроме того, а возможно и именно поэтому, советам из-за рубежа в Киеве и Тбилиси как правило не следуют.
Уличные демонстрации, экономический кризис и давление Москвы должны послужить для них громким сигналом тревоги.
Так, в августе 2008 года Саакашвили проигнорировал неоднократные предупреждения, даже исходящие от президента США, о необходимости избегать вооруженной конфронтации с Россией. В Украине лидеры оранжевой революции, в свою очередь, по-прежнему глухи к рекомендациям западных стран и украинской диаспоры относительно достижения политического компромисса друг с другом и борьбы с коррупцией.
Самый главный урок для Украины и Грузии состоит в том, что их правительства и граждане должны набраться мужества и преодолеть возникшие проблемы. Лидерам следует уделять первостепенное внимание реформам. Если же они не хотят или не могут их осуществить, им необходимо сойти со сцены. Новое поколение лидеров - молодых людей, не испытавших влияние советской идеологии - возможно лучше сумеет сдерживать консервативные силы и высоко нести знамя реформ. И в Украине, и в Грузии есть способные кандидаты на эту роль.
В то же время США и Европе следует активнее способствовать улучшению условий для реформ - и не ставить крест на возможности демократических перемен в неблагополучных странах. Наиболее эффективным инструментом для этого стало бы расширение помощи в целях обеспечения верховенства закона, честных выборов, соблюдения прав человека и прав меньшинств, и борьбы с коррупцией. Прогресс по этим направлениям должен предшествовать, и стать условием для сближения с Евросоюзом и НАТО, а не наоборот.
Украина и Грузия должны сами строить свое будущее и находить лидеров, способных сотрудничать друг с другом ради демократии. Уличные демонстрации, экономический кризис и давление Москвы должны послужить для них громким сигналом тревоги. Если демократы не объединяться, силы, тянущие общество в прошлое, могут укрепиться, - как это случилось в России - что нанесет ущерб интересам США и Европы.