Президент Алиев давно избавился от азербайджанских олигархов. Президент Путин тоже на пути к победе над кланами в России. У Кучмы же вся борьба впереди. Такая мысль красной нитью проходит через публикацию "Независимой газеты", в которой составлена классификация украинских олигархов из четырех классов – «дворяне», «сменщики», «эмигранты» и «реалисты».
Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько заявил, что Украина может самостоятельно произвести экспертизу обнародованных депутатом Александром Морозом аудиозаписей, которые якобы доказывают причастность президента Кучмы и его окружения к похищению оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Он сообщил, что при Министерстве юстиции Украины существует специализированное учреждение, проводящее экспертизы аудиозаписей. Однако Потебенько подчеркнул, что экспертиза должна проводиться только по оригиналу пленки, поэтому от Мороза будут требовать или оригинал, или сообщение о его местонахождении. Если же этого не будет сделано, то проводить следственные действия, по мнению генпрокурора, бессмысленно. Потебенько также заявил, что лидер украинских социалистов, перед тем как обнародовать такие факты с трибуны парламента, должен был обратиться в прокуратуру для проверки достоверности этих записей.
"Украинское государство - это мафия", - сказал однажды народный депутат Верховной Рады, руководитель парламентской группы "Антимафия" Григорий Омельченко. Правда, другие парламентарии уверяют, что сам Омельченко создал себе имидж "главного борца с мафией" только по той причине, что давно и успешно используется разными кланами для обнародования компромата друг на друга. Правда также то, что никто на Украине не спорит с существованием кланового устройства государственной власти. Руководителей кланов принято называть олигархами, а к их мнению относиться, как к словам людей, которые реально руководят государством. Даже представитель украинского президента в Верховной Раде Роман Безсмертный признает: "Системообразующими в украинской политической сфере являются именно лидеры. Их деятельность сегодня влияет на позицию руководимых ими группировок..." Таким образом, все украинские политические партии, общественные организации, даже государственные институты являются не более чем декорациями. А реальная политика определяется интересами десятка людей, которые привыкли договариваться закулисно.
Нынешняя олигархическая структура украинской власти окончательно оформилась и укрепилась полтора года назад, после победы Леонида Кучмы на президентских выборах. Именно в то время украинские олигархи не только сплотились вокруг единого кандидата, обеспечив ему второй президентский срок, но и впервые заявили о себе как о единственной влиятельной политической силе в стране. Предполагалось, что президент - в знак благодарности - станет действовать под диктовку "уважаемых людей". Однако интересы олигархов сразу же после выборов стали пересекаться настолько, что привели к межклановым войнам по поводу перераспределения бизнес-сфер, негласного права на приватизацию стратегических предприятий, участия в формировании и деятельности правительства, первоочередности доступа к президенту и т.п.
Пока олигархи выясняли отношения, Леонид Кучма заявил, что он себя почувствовал "полностью независимым человеком". Реально это стало попыткой президента освободиться от навязываемой ему олигархами роли марионетки. Люди из окружения президента рассказывают, что с весны Кучма перестал принимать олигархов по первому их требованию. Тех, кто попытался обидеться или возмутиться, президент перепоручил Налоговой администрации и МВД. Якобы по этой причине весной силовые структуры вдруг стали во всеуслышание намекать на причастность "некоторых высокопоставленных и широко известных лиц" к финансовым махинациям и уголовно наказуемым преступлениям. Хотя конкретные имена так и не были названы.
Кроме того, Леонид Кучма реально никак не сдерживал правительство Виктора Ющенко в тех действиях, которые наносили серьезные удары по бизнесу олигархов - например, в сфере ТЭКа.
К сегодняшнему дню положение украинских кланов стало настолько шатким, что они готовы досрочно сменить президента. О чем, в частности, может свидетельствовать недавний скандал, связанный с обнародованием аудиозаписей, которые (если не являются фальшивкой) могут стать прелюдией к отстранению Леонида Кучмы от власти. В любом случае этот скандал стоит рассматривать и как серьезное предупреждение президенту о необходимости придерживаться "понятий", и как знак того, что украинские кланы снова готовы объединить усилия для достижения общей цели. На сей раз - отстранения от власти Кучмы и дальнейшего управления страной "без посредников".
Директор украинского Института политики Николай Томенко считает, что "украинский олигарх - это лицо, которое самостоятельно, благодаря собственному капиталу и личным качествам, создало неформальное (не предусмотренное законами Украины) объединение финансово-промышленных структур, политических и общественных институтов, СМИ". По мнению г-на Томенко, с развитием олигархической системы власти должны создаваться "политические холдинги", которые необходимы олигархам для достижения тактических целей. А стратегическая цель - президентские выборы 2004 года, - по идее Николая Томенко, должна была привести к созданию "политического синдиката", то есть объединения холдингов. Так в теории. На практике ситуация в украинской политике сегодня складывается таким образом, что политические холдинги, созданные олигархами, которые враждуют между собой "в мирное время", стали ситуативно создаваться для решения стратегической задачи захвата власти. Закончится ли это победой "олигархической революции" - зависит от множества факторов, в том числе и зарубежных влияний. Поэтому украинские аналитики сегодня предпочитают не делать политические прогнозы на далекую перспективу.
Для того чтобы понять, кто такие украинские олигархи, можно привести классификацию, предложенную доктором философских наук, политологом Валерием Матвиенко. Он утверждает, что существует четыре класса (или касты) олигархов. "Первая - "дворяне", - говорит г-н Матвиенко. - Она имеет самое мощное влияние на высших чиновников государственного аппарата. Вся тактика и стратегия сводится к двум элементам: а) как можно чаще бывать на глазах у президента, демонстрируя ему свою преданность; б) демонстрировать окружающим, как близки они к президенту..." Информированные источники склонны относить к этой касте три группировки.
Лидером первой из них является народный депутат, внештатный советник президента Александр Волков (в его группировку входит бывший руководитель "Нефтегаза Украины" Игорь Бакай). В политике группа представлена партией "Демократический союз" и парламентской фракцией "Возрождение регионов". Информированные источники утверждают, что интересы группы отстаивает также секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Волков и его окружение контролируют Первый национальный телеканал (частично), телеканал "Гравис", а также (до недавнего времени) газету "Сегодня" и, по слухам, газету "Новый век". В журналистских кругах говорят о намерении Волкова в ближайшем будущем создать собственную медиаимперию, но пока подтверждений слухам нет. Информированные источники утверждают, что группа Волкова до сих пор сохранила влияние на национальную компанию "Нефтегаз Украины", а также на ряд компаний - поставщиков газа и электроэнергии. В частности, речь идет об "Индустриальном союзе Донбасса", фирме "Бари", "Укрэнергосбыте". Группа контролирует также ряд финансовых компаний: банк "Финансы и кредит", F&C Realty, "Финансы и кредит инвест". По неподтвержденной информации, через офшорную компанию FS Trading и банк "Финансы и кредит" группа участвует в управлении некоторыми облэнерго (Луганск и Одесса). Через "Укрэнергосбыт" владеет контрольным пакетом акций Стахановского завода технического углерода. Проявляет интерес к коксохимическим предприятиям (Ясиновский, Днепродзержинский, Алчевский КХЗ), а также к предприятиям, обслуживающим железную дорогу, в частности к вагоностроительным заводам. Александр Волков неофициально руководит известным фондом "Социальная защита", через который, по слухам, финансировалась предвыборная кампания Кучмы. Этот фонд якобы был задействован в организации проведения апрельского всенародного референдума. Главным же "капиталом" Волкова информированные источники считают его близость к президенту и возможность выступать "посредником" в принятии важнейших политических и экономических решений. За это полагаются проценты...
Второй группой руководят народный депутат Григорий Суркис и заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук. Их интересы отстаивает Социал-демократическая партия (объединенная) и партийная фракция в парламенте. Кроме того, в команде Суркиса и Медведчука играет руководитель украинской партии "ЯБЛОКО" Михаил Бродский. Эта группа имеет прямое влияние на газеты "Бизнес" и "Киевские ведомости", телеканал "Интер" (частично) и телекомпанию "Альтернатива", теле- и радиоканалы "Ютар". Через сеть офшорных компаний, объединенных в инвестиционный пул - Court Holding, Liberty Market, Orlik Enterprises Ltd., Cape Trading Holding и Украинский кредитный банк, - группа получала контрольные пакеты акций восьми облэнерго (Сумы, Прикарпатье, Чернигов, Херсон, Кировоград, Полтава, Львов, Тернополь). Через Украинский кредитный банк Суркис и Медведчук контролируют Запорожский ферросплавный завод и "Днепроспецсталь". В последнее время появилась информация о том, что недавно созданный концерн "Металлургия", в состав которого вошли, в частности, НПО имени Фрунзе и банк "Зевс", также контролируется этой группой. Концерн претендует на участие в приватизации ряда крупных предприятий, в ближайшее время - Запорожского алюминиевого комбината. Группе Суркиса-Медведчука принадлежит футбольный клуб "Динамо" (Киев).
Третий член касты "дворян" - группа под руководством народного депутата, сына руководителя Службы безопасности Украины (СБУ) Андрея Деркача и мужа дочери украинского президента - Виктора Пинчука. Они недавно создали партию "Трудовая Украина", а парламентская фракция с таким же названием существует уже давно и является второй по численности после фракции коммунистов. Новую партию возглавил бывший член Кабинета министров Сергей Тигипко, ее членами стали известные и влиятельные политики. Близким к лидерам "Трудовой Украины" считается также скандально известный украинский бизнесмен Вадим Рабинович. Эта группа на сегодня является сильнейшей в окружении президента. Информированные источники утверждают, что единственной угрозой для стабильного положения "Трудовой Украины" могут стать только разногласия внутри самой группы, вызванные тем, что в ее составе объединились многие состоятельные люди, претендующие на лидерство (летом, например, политическая тусовка обсуждала подробности скандалов между сыном главы СБУ и зятем президента. Говорили, что по этой причине оба Деркача не были приглашены на день рождения Леонида Кучмы). Судя по последним событиям, разногласия между лидерами были преодолены. По сведениям из конфиденциальных источников, группа владеет такими компаниями: "Интерпайп", "Байп К. Лтд.", "Труботрейд", "Экина", "Белинтерпайп", "Траншмассервис", "Бинако", "Логоимпекс", "Линдсель", "Интерпрайсес Лтд.", Boston Trading Conn., а также банком "Кредит-Днепр". Группа контролирует Днепропетровский, Новомосковский, Нижнеднепровский трубные заводы, управляет 50-процентным пакетом акций Никопольского ферросплавного завода, частично контролирует Алчевские металлургический и коксохимический заводы. Претендует на приватизацию ряда предприятий - в частности, "Криворожстали" и нескольких металлургических комбинатов, а также на приватизацию вагоностроительных заводов, которыми интересуется Волков. Группа Пинчука-Деркача больше других продвинулась в создании собственной медиаимперии: она контролирует телерадиокомпанию "Эра" на первом национальном телеканале, Днепропетровские телеканалы, канал "1+1" (по слухам), газеты "Факты", "Столичные новости", "Киевский телеграф", бюллетень "Версии".
Все три приведенные выше сильнейшие олигархические группы конкурируют (временами - враждуют) между собой. По этой причине они пока не договорились об окончательном "разделе пакета акций" во властных структурах. Однако лидеры этих групп считают, что они могут найти общий язык - в случае, если у всех олигархов появится общий враг. По мнению аналитиков, на сегодня Леонид Кучма не является таким разве что в глазах "Трудовой Украины", чьи интересы защищены, кроме всего прочего, родственными узами.
Следуя классификации, предложенной Валерием Матвиенко, вторая каста украинских олигархов состоит из "сменщиков". "Это те, кто спит и видит, как занять места тех, кто находится рядом с президентом", - поясняет политолог. Наиболее яркими представителями таких кланов, по мнению украинских аналитиков, можно считать, во-первых, группу под неофициальным руководством руководителя Государственной налоговой администрации Украины Николая Азарова и руководителя президентской администрации Владимира Литвина (недавно они предприняли попытку объединить под своим крылом пять маловлиятельных политических партий), а во-вторых, никак официально не оформленную и не представленную (по причине специфики должности) группу под руководством министра внутренних дел Юрия Кравченко. Аналитики считают, что и та и другая группы уже не имеют запаса времени для своей легализации, поскольку положение лидеров этих групп абсолютно зависит от положения президента. А возможности Леонида Кучмы в ближайшее время могут значительно сократиться...
Третью группу в классификации Матвиенко представляют "эмигранты". Само название ассоциируется с именем Павла Лазаренко. Интересно, что адвокаты Лазаренко считают вполне возможной перспективу его скорого освобождения (тем более если в США победит Буш, который не питает дружеских чувств к Леониду Кучме). Формально вина Лазаренко в США не доказана, а по обвинениям Швейцарии он уже понес наказание. Сегодня сложно представить, насколько возвращение Лазаренко спутало бы карты в украинской политической игре.
"Четвертая группа - "реалисты", - классифицирует Матвиенко. - Они вне боевых действий. Они заняты пока укреплением своей финансово-экономической базы, расширением политических связей и ожиданием окончания происходящей схватки". Украинские аналитики склонны считать, что именно эта каста способна составить конкуренцию самым сильным сегодня олигархам. К числу "реалистов" информированные источники относят группу Ющенко-Тимошенко и так называемый "донецкий клан", который уже практически вышел из-под влияния Александра Волкова и стал самостоятельной политической силой. По крайней мере Донецкого губернатора Виктора Януковича и владельца футбольного клуба "Шахтер" Рината Ахметова в Киеве серьезно рассматривают как кандидатов на высшие государственные должности. Что касается нынешних украинских премьер-министра и вице-премьера, то они, безусловно, имеют финансовые ресурсы для продолжения политической карьеры. А недавний скандал, связанный с именем Леонида Кучмы, и внешнее влияние на украинскую политику со стороны западных структур и США, бесспорно, усиливают позиции Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.
Приведенные здесь имена "национальных олигархов" известны на Украине всем. Тем не менее, о сферах их бизнеса, размерах доходов, влиянии на СМИ узнать крайне сложно даже в среде информированных людей, ибо речь идет об огромных теневых капиталах, которые - с помощью разных схем - уходят из госбюджета в офшоры, а затем возвращаются на Украину под видом иностранного капитала. Естественно, олигархи не заинтересованы в разглашении своей причастности к подобным схемам. Поэтому, например, Григорий Суркис (о котором вся страна знает как о владельце восьми облэнерго) в телевизионном интервью заявляет о том, что к энергетике не имеет никакого отношения, а интересуется ею исключительно из любопытства. Доказать обратное практически невозможно, поскольку практически невозможно проследить движение средств, которые через ряд фирм (с офшорной пропиской и длинными англоязычными названиями) участвовали в украинской энергоприватизации. То же - в других прибыльных отраслях.
Двойная бухгалтерия и двойная мораль власти стали на Украине настолько обыденным явлением, что президент, депутаты и министры, не смущаясь, декларируют свои ежегодные доходы в размере 12-13 тыс. гривен (около 6 тыс. долл.). Известный украинский социолог и политолог Евгений Головаха, характеризуя мораль новой украинской власти, заметил: "У нас есть определенные традиции номенклатурной жизни. Они состоят в том, что номенклатура неприкасаема, что у этих людей есть привилегии. Это происходит на фоне круговой поруки, а иногда - "кумовства"..."
Роль бывшей советской номенклатуры выполняют сегодня околополитические кланы и их лидеры. Один из читателей "НГ" оставил на электронном сайте газеты свой отклик, в котором охарактеризовал украинских олигархов следующим образом: "Украинская элита - Суркис, который больше половины своей жизни занимался спекуляцией чешскими унитазами; бывший прапорщик Бакай; председатель колхоза Лазаренко; распальцованный Волков; алкаш Кучма, кукурузный барон Ткаченко... Список можно продолжить". Правда жизни в отклике отражена. И эта правда не оставляет иллюзий насчет политической культуры нынешней украинской элиты. А также - относительно будущего украинского государства и украинского народа, который привычно соглашается идти в любую сторону, под любым флагом, с любым вождем.
Социологи утверждают, что протестный потенциал в украинском обществе на протяжении десяти лет близок к нулю, и любая власть может не опасаться за последствия любых своих действий.
*Корреспондент.net:
Статьи, размещаемые в рубрике "Мир о нас", перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Корреспондент.net не всегда разделяет точку зрения автора данных публикаций.