Корреспондент.net,
30 октября 2012, 10:46
Фото: AP
Информация о коррупции премьера КНР может оказаться витком политической борьбы
В ожидании смены политической элиты в КНР американское издание The New York Times уличило близких премьера КНР Вэнь Цзябао в обладании состоянием в $2,7 млрд через целую сеть бизнес-структур. Руководство Поднебесной пообещало судиться с изданием за клевету, закрыв доступ к изданию на территории страны.
Выход публикации сопровождается громким политическим скандалом в КНР. Партийный деятель Бо Силай, которому пророчили высокие государственные посты и все большую популярность, был
освобожден от занимаемой должности в законодательном органе Компартии. Чиновника ожидает лишение иммунитета от уголовного преследования и судебный процесс.
Более того, запутанная сеть разнообразных фирм, где фигурируют родные и друзья клана китайского премьера, при детальном исследовании показывает непрозрачные деловые связи между членами семьи, их коллегами и знакомыми.
Так, 90-летняя мать премьер-министра Янг Чжиун, ранее сельская учительница, владеет долей в $120 млн в крупнейшей страховой компании мира Ping An Insurance. Ее богатство быстро образовалось в 1998 году, именно тогда, когда Вэнь Цзябао стал вице-премьером Госсовета Республики.
В свою очередь, жена премьер-министра Чжанг Бейли получила прозвище "бриллиантовая королева" из-за значительного влияния на рынке драгметаллов в КНР. Однако начало ее бизнес-карьеры не было выдающимся - она была рядовым служащим Министерства геологии, где и познакомилась с Вэнь Цзябао. Чжанг Бейли контролирует почти весь рынок бриллиантов в Китае, а потенциальные конкуренты (в том числе и мировой гигант De Beers), которые стремятся войти на рынок Республики, должны искать диалога именно с ней.
Младший брат премьера, как пишет NY Times, управляет компанией, которая смогла получить более $30 млн на правительственных контрактах и субсидиях, утилизируя отходы и очищая воду. При этом права на субсидии были получены компанией сразу после установления в 2003 году по решению Вэнь Цзябао более жестких норм, которые ограничили доступ к тендерным процедурам других компаний.
Сын премьера Вэнь Юнсонг недавно продал технологическую компанию за $10 млн богатейшему человеку Гонконга Ли Ка-шинг, инвестировав в крупнейшую частную инвестиционную фирму, в которой косвенно имеют акции члены семьи и близкие коллеги. Так, Юнсонг владеет активами компании на $200 млн. Сама же фирма является партнером правительства Сингапура, а также вкладывает в альтернативные источники энергии, что автоматически означает получение правительственных субсидий из-за потенциальной нерентабельности. Также издание указывает на большое влияние сына премьера на финансовый рынок.
Кроме того, фирмы семьи Вэнь иногда получали финансовые вливания от госкомпаний, включая China Mobile, одного из наибольших в стране операторов сотовой связи, в отличие от большинства китайских фирм. Денежная поддержка также производилась через структуры приближенных к власти олигархов.
Стоит отметить, что коррупционеров в Поднебесной наказывают, как правило, только в случае отклонения от интересов партийной элиты или в условиях конкуренции за власть. Чиновникам со связями в партийной элите чаще всего удается избегать уголовного преследования, что еще более усложняет политическаую борьбу в Китае накануне смены элит.
Это стало причиной предположений, что некоторые данные газете NY Times могли передать оппоненты нынешнего премьера, то есть вероятные сторонники Бо Силая, которые считаются в КНР сторонниками реформ. А в случае либерализации Поднебесной бизнес-сеть Вэнь Цзябао может стать предметом интереса не только широкой общественности, но и правоохранительных органов.
Ранее сообщалось, что Китай
осудил как клеветническую публикацию в газете New York Times о том, что родственники китайского премьера Вэнь Цзябао имеют миллиардное состояние.
В свою очередь, родственники китайского премьера Вэнь Цзябао публично
опровергли итоги расследования The New York Times, согласно которому они владеют состоянием в $2,7 млрд.