Тысяча ртутных ламп были свалены в крупнейшем спальном районе столицы Украины.
Экологический активист Александр Кулабухов, член общественного совета при Дарницкой РГА, не понаслышке знает о проблемах самого густонаселённого района Украины, пишет Татьяна Повиренная в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года. Дарница находится в сложной экологической ситуации, считает активист.
«За последние два года целая улица превращена в свалку. Хотя природа там прекрасная», — рассказывает Кулабухов о Коллекторной улице близ спального района Позняки.
В начале марта здесь было обнаружено более 1 тыс. выброшенных люминесцентных ламп, частично разбитых. Кроме ртути, они содержали опасные элементы — ванадий и натрий, находившиеся неопределённое время в километровой близости от жилых домов на улице Вишняковской, супермаркетов Метро и Эпицентр. Хотя лампы и вывезли на завод по переработке опасных отходов, и по факту было открыто дело, вблизи этого места остались другие свалки бытового и строительного мусора.
За год Киев производит 1,2 млн т твёрдых отходов. Часть из них вывозят на специализированный полигон № 5, находящийся в селе Подгорцы Обуховского района, часть утилизируют на мусоросжигательном заводе Энергия. Однако зачастую люди и предприятия выбирают самый простой и совершенно бесплатный третий путь — выбросить мусор на обочину дороги, в первом подвернувшемся пустыре или в лесу.
Причины этого эксперты видят в несовершенстве украинского законодательства, регламентирующего процесс утилизации и вывоз мусора, а также в недостатке мощностей для переработки отходов. Экологи и представители власти полагают, что столице нужен ещё один мусороперерабатывающий завод, проект которого уже создан.
В Украине сегодня 297 предприятий, владеющих лицензиями на транспортировку, хранение и утилизацию отходов, из них 24 специализируются на переработке и обезвреживании опасных отходов
Тем временем эксперты говорят, что все несанкционированные свалки следует считать потенциально опасными для окружающей среды и жизни и здоровья человека, ведь состав отходов достоверно не установлен. В Украине сегодня 297 предприятий, владеющих лицензиями на транспортировку, хранение и утилизацию отходов, из них 24 специализируются на переработке и обезвреживании опасных отходов.
«К сожалению, кроме легальных компаний [по сбору и переработке мусора], сегодня существуют и нелегальные конторы, которые в целях экономии выкидывают отходы на стихийные свалки», — считает эколог Александр Соколенко.
Свалка с историей
Ртутные лампы на Коллекторной специалисты назвали одной из самых опасных стихийных свалок, обнаруженных за последние лет десять. Лабораторные исследования, проведённые Госсанэпидемслужбой, показали превышение на этом месте концентрации ртути в воздухе и почве в два раза и умеренно опасный уровень загрязнения в районе ближайшего жилого массива.
Одна лампа дневного света содержит 3-5 мг ртути, которую в народе называют «второй радиацией». При повреждении лампы ядовитое вещество быстро распространяется по воздуху. При вдыхании вредные пары попадают в организм человека, вызывая тяжёлое отравление. Правда, замеры СЭС были сделаны ещё до того, как осколки ламп были собраны Киевской службой спасения, уточняет Анна Оноприенко, начальник лаборатории этой службы.
После ликвидации свалки, снятия загрязнённой части грунта и вывоза ламп для переработки на кировоградское предприятие Экоцентр, ситуация пришла в норму. Лампы и то, что от них осталось, утилизировали путём демеркуризации — отделения ртути от стекла, рассказывает Корреспонденту Оксана Осауленко, директор Экоцентра. Ртуть останется на хранении на этом предприятии, но что делать с ней дальше, переработчики не знают.
До сих пор всю ртуть в Украине перерабатывало горловское предприятие Никитртуть, которое сегодня находится на территории непризнанной ДНР. Ртуть причисляют к первому, наиболее опасному классу веществ наряду с радиоактивным полонием. Поэтому люминесцентные лампы, градусники и обычные батарейки, куда она входит, являются чрезвычайно опасными.
«К сожалению, мы не знаем, какого типа мусор находится на других свалках, — констатирует Олег Рубан, главный санитарный врач Киева. — Может быть та же ртуть, может, другие опасные химикаты и даже – радиоактивные. Ведь непонятно, кто и что туда выкидывает».
Кулабухов рассказывает, что отходы часто вывозят целыми грузовиками нелегальные фирмы, которые предпочитают экономить, избавляясь от груза в неположенных местах, даже если мусоросжигательный завод находится совсем рядом, а его услуги недороги — 87 грн за 1 т.
Наиболее загрязнёнными считаются окрестности окружной дороги, Голосеевский район около села Жуляны, Теремки-2, Верблюжий залив, Министерские озера
Поэтому любой столичный пустырь со временем превращается в мусорник, отмечают эксперты. Наиболее загрязнёнными считаются окрестности окружной дороги, Голосеевский район около села Жуляны, Теремки-2, Верблюжий залив, Министерские озера.
Опасной остается ситуация вокруг разрушенного завода Радикал в районе Дарницкого рынка. Он специализировался на выпуске химических реагентов с использованием ртути в техническом процессе. Местные жители называют его «вторым Чернобылем». Часть грунта на территории Радикала до сих пор не обеззаражена от ртути. Согласно общегосударственной программе, принятой в 2013 году, по защите населения от чрезвычайных ситуаций, до 2017-го территория завода должна быть очищена.
Фото Дмитрия Никонорова
Завод Радикал требует немедленной демеркуризации, на которую нет денег
Смета программы составляет 134 млн грн, однако они до сих пор не выделены. Хотя, по данным СЭС, наиболее загрязнённая часть территории завода составляет 4 га и требует немедленной демеркуризации.
Владимир Александров, заместитель командира Киевской службы спасения, считает, что опасность Радикала усугубляют сталкеры. Они охотятся за металлом, которого остаётся вдоволь на территории бывшего предприятия.
Другая проблема — где перерабатывать ртуть, собранную на Радикале, ведь Никитртуть теперь недоступна. Специалисты рассматривают вариант вывоза заражённого грунта на переработку в Польшу, поскольку в Украине нет компании с соответствующей лицензией.
До сих пор не решена в столице и проблема раздельного сбора мусора. В 2014 году киевская мэрия утвердила схему санитарной очистки города, разработанную НИИ городского хозяйства. Она предусматривает обеспечение организации сбора от населения опасных бытовых отходов — химических источников электропитания, люминисцентных ламп и другого высокотехнологичного мусора.
Пределы контроля
С 2014 года, чтобы облегчить положение украинского бизнеса, на многочисленные проверки контролирующих органов был наложен мораторий.
По мнению Сергея Тимошенко, заместителя начальника отдела санитарного надзора главного управления ГСЭС Украины, это существенно ухудшило ситуацию с опасными отходами.
«Когда были контролирующие проверки – это стимулировало, — полагает Сергей Тимошенко, замначальника отдела санитарного надзора главного управления ГСЭС Украины. — Малый бизнес [сегодня] начинает наглеть и, пользуясь отсутствием контроля, выкидывать мусор в неположенных местах».
С января 2016-го проверки возобновились, но теперь они в компетенции Минэкологии и КГГА. А городские власти разрабатывают новую стратегию борьбы с несанкционированными свалками опасных отходов. Главный акцент градоначальники делают на создании дополнительных мусороперерабатывающих мощностей, которые, однако, не создать без инвесторов.
«Наша задача сделать так, чтобы перерабатывающие предприятия стали прибыльным бизнесом», — делится планами Пётр Панетелеев, заместитель главы КГГА.
Кроме того, власти разработали законопроект Об упаковке и отходах упаковки, согласно которому производитель определённой продукции должен закладывать в себестоимость возможность переработки тары.
В намерениях городских властей – и ужесточение административных штрафов за несанкционированные свалки. Впрочем, Уголовный кодекс Украины и так предполагает не лёгкое наказание по статье Загрязнение и порча земель — штраф до 200 минимальных зарплат и лишение свободы от двух до пяти лет.
Этот срок ожидает и виновника свалки на Коллекторной. По информации Национальной полиции, автомобиль, на котором были завезены лампы, уже установлен.
К слову, способы утилизации ртутных трубок сегодня предлагают сразу несколько компаний в стране. Правда, пока все они находятся на стадии опытного производства.
По данным Максима Бобруенко, директора киевской фирмы Экологические инвестиции, занимающейся перевозкой опасных отходов к утилизатору и сотрудничающей в том числе с Экоцентром, стоимость утилизации одной лампы дневного света колеблется в пределах 4-5 грн.
Однако конкурирующие между собой компании могут демпинговать: на электронных торгах снижение стоимости утилизации одной лампы порой падает до 1,6 грн. Дорога, хранение, распаковка, захоронение, передача на переработку или хранение не предполагают такой низкой стоимости, уверены эксперты.
«Недобросовестные утилизаторы могут просто не довезти лампы до конечных утилизаторов, либо последние, не захотев тратиться на реагенты, могут просто выкинуть лампы на свалку», – считает Валентин, сотрудник одной из фирм-утилизаторов, не пожелавший назвать свою фамилию.
В таких условиях честным переработчикам отходов сложно говорить об усовершенствовании производственной базы, полагает Бобруенко.
До 2020 года Украина должна выполнить требования ЕС, согласно которым захоронение даже видоизменённой ртути на промышленных свалках станет невозможным. В ближайшее время проблема ещё более обострится, поскольку свалки окажутся единственным местом, куда попадут морально устаревшие люминисцентные лампы, стремительно выходящие из употребления. Они уступают место более безопасным светодиодным.
Фото Дмитрия Никонорова
Киевкомунсервис обещает установить дополнительно 140 контейнеров для опасных отходов
Для сбора у населения этих ламп, ртутьсодержащих градусников, элементов питания, содержащих, помимо ртути, не менее опасные олово, цинк и свинец, предприятие Киевкоммунсервис в 2016 году установит в столице дополнительно 140 контейнеров вблизи районных государственных администраций и ЖЭУ.
Помимо этого, Пантелеев настаивает на восстановлении контроля над деятельностью предприятий в сфере утилизации их отходов. Он отмечает, что контроль должен быть абсолютно прозрачен.
«Контролирующие службы должны раз и навсегдауйти от имиджа «проверяющих коррупционеров», — уточняет он. — Необходимо, чтобы был принят законопроект, который будет стимулировать сферу переработки мусора, чтобы она стала экономически выгодной для инвестора. И, конечно, — культурное отношение людей к своему городу. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 8 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.