Финская столица Хельсинки не поражает роскошью и архитектурным разнообразием. Но именно здесь ощущаешь, что такое настоящая Европа.
У Эрленда Лу есть очень позитивный роман о человеческой сути — Наивно. Супер. Свое открытие Хельсинки я бы назвал по аналогии: Холодно. Классно, Дорого. Правильно или Красиво. Стильно. Город очаровывает сразу и бесповоротно. Очень похоже на соседний Питер, но только по‑европейски, без кричащей роскоши по соседству с убожеством. Я не могу придумать ни одной причины, для чего бюджетному туристу стоило бы выделять время и деньги на посещение Хельсинки. Для этого существуют другие города, которые надо “увидеть и умереть”. Но если судьба занесла вас сюда, наслаждайтесь всем — и неторопливостью буржуазной жизни, и приятными общительными жителями, и вкуснейшей рыбой, и суперэкологичностью всего, что вас окружает.
За несколько дней я так и не встретил тут тучных людей, пьяных, бомжей, стихийных рынков, мусорных куч, неубранного снега, замороженных строек, бродячих животных, переполненного транспорта. Наверное, все это где‑то есть, но Хельсинки, каким я его увидел в марте, это — Европа на 200 %, где все уважают законы, а законы работают на благо граждан.
Для меня новый город всегда начинается с книжного магазина. Чем больше магазин, чем больше там покупателей и книг на национальном языке, тем значимее для меня этот город. Магазин на Алексантеринкату, главной торговой улице столицы, поразил меня не только четырьмя этажами и очередями у кассы, но и тем, что едва ли не все книги, созданные цивилизацией, здесь можно купить на финском языке. Это притом, что население страны — чуть более 5 млн человек.
Хельсинки удивляет невероятной чистотой, отсутствием автомобильных пробок, малочисленностью пешеходов, практически полностью англоязычным населением и приветливыми велосипедистами. Общая протяженность велосипедных дорожек — около 1.000 км, и на любой из множества велостоянок желающие могут взять напрокат велосипед под залог 5 евро. В центральной части Хельсинки на многих тротуарах и бульварах не бывает снега, так как плиты из гранита снизу подогреваются.
Неофициальным символом города является архитектурный ансамбль, расположенный на Сенатской площади, построенный благодаря поддержке императора Александра I. Но если бы я был имиджмейкером финской столицы, я бы однозначно сделал ее символом иную достопримечательность — церковь в скале Темппелиаукио.
В Хельсинки во разных местах на поверхность выходят скальные породы. Одно такое образование было как раз на месте строительства церкви. Архитекторы просто предложили взорвать скалу и накрыть ее куполом. Эффект подобного строительства превзошел все ожидания. С обратной стороны купол церкви, утопленный в скале, напоминает летающую тарелку. Кстати, прогуливаясь по этой крыше, я встретил… зайца. Он выскочил неожиданно, явно не рассчитывая меня тут увидеть.
Когда находишься внутри церкви, расстояние от пола до потолка кажется огромным — настолько в помещении много света и воздуха, а еще бронзы и дерева. Здесь нет колоколов, свечей, икон, запаха ладана и крестов. Между куполом и каменными стенами расположено 180 очень простых окон. В храме превосходная акустика — выдающийся музыкант Мстислав Ростропович назвал ее лучшей в мире, — и именно поэтому здесь постоянно проходят концерты классической и органной музыки. Ничего подобного я нигде не видел. И все это так по‑фински: сохранение первозданного ландшафта, блестящее архитектурное решение, смелый дизайнерский подход и сдержанная роскошь в исполнении. Только ради церкви в скале стоит оказаться в Хельсинки.
Отдельная история — сигареты, алкоголь и еда. Найти место, где продают сигареты, непросто. Они не выставляются на прилавке: продавец предлагает прайс‑лист, ты выбираешь и как‑то незаметно, почти инкогнито, получаешь свою пачку. Про цены я лучше промолчу. То же с алкоголем — особые магазины, неудобное время работы и заоблачные цены. Как‑то вечером в большом супермаркете мы с друзьями взяли пиво и заменитель вина (4 % алкоголя), которые открыто стояли на полках. Однако на кассе милая девушка, показав на часы, “арестовала” наши покупки и попросила прийти завтра с 11:00 до 15:00.
Зато с едой сложилось все. Ресторанов много, они забиты под завязку, особенно вечером. Не знаю почему, но популярны непальские заведения, хотя представлены кухни всех континентов. Объединяет их одно — средний чек на одного человека в любом ресторане в центре города (салат, основное блюдо, чай‑кофе) без алкоголя составит около 70‑80 евро. Правда, с чаевыми, которые уже включены в счет. Из любопытства я зашел вечером в один из самых дорогих ресторанов — Kappeli. В нем сидели в основном дамы, но в открытом гардеробе я не заметил ни единой “норочки”, а на парковке ни одного внедорожника. Вот такое тихое очарование буржуазии.
У моей истории счастливый конец. Когда финский таможенник в аэропорту сказал мне “Слава Украине!”, я понял, что и у нас появился шанс стать частью Европы. Лишь бы не упустить этот шанс в очередной раз.
Игорь Кавказский — директор компании Принтчер Украина
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 23 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.