Прослушивание кабинета Леонида Кучмы в бытность его Президентом Украины организовал Евгений Марчук, занимавший тогда пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. Об этом заявил экс-подполковник Федеральной службы безопасности России Александр Литвиненко, передает Интерфакс-Украина.
Такое заявление бывший подполковник ФСБ, получивший политическое убежище в Великобритании и чье имя связывают с опальным российским бизнесменном Борисом Березовским, сделал в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Украина" по телефону из Лондона в пятницу, 1 апреля.
При этом он сослался на разговор с экс-майором госохраны Николаем Мельниченко.
По его словам, Мельниченко сообщил ему, что прослушивание осуществлялось группой офицеров охраны в течение 2 лет и велось "с помощью специальной аппаратуры".
"Мельниченко сказал мне, что все это дело организовал Марчук, бывший председатель КГБ Украины... Записывал не один Мельниченко, их было несколько человек в группе. Он (Мельниченко, - ред.) говорил, что у него есть еще проблемы - некоторые товарищи, которые с ним записывали, еще оставались в Украине, и кого-то там, якобы, нашли, начали за ним следить, и он сбежал в западную Европу и спрятался", - сказал Литвиненко.
Он также передал слова экс-майора о том, что Евгений Марчук обещал обеспечить санкцию суда на прослушивание в случае, если на записях будут задокументированы факты преступлений. "Но потом, когда все записали, санкцию суда он не дал. Получается, что он то ли их обманул, то ли подставил", - отметил Литвиненко.
Экс-подполковник ФСБ также утверждает, что записи были обнародованы по инициативе Марчука: "Это вопрос поставил Марчук, и потом уже его (Мельниченко, - ред.) вывели на Мороза (лидера Социалистической партии Украины, который обнародовал фрагменты записей, посвященные убийству Георгия Гонгадзе, - ред.)".
Кроме того, по его словам, Мельниченко сообщил, что "была специальная аппаратура, а потом уже с нее списывали на диктофон".
По словам Александра Литвиненко, он познакомился с экс-майором в Лондоне, и у них были "хорошие, товарищеские отношения". "В то время, когда он ко мне приезжал, он было очень стеснен в финансовых средствах. А сейчас, когда он приехал в последний раз, он мне сказал, что у него есть несколько миллионов долларов. И правда, я вижу, что у него есть деньги. Он сказал, что он заработал их в Украине, занимаясь бизнесом. Я спросил, какой бизнес, он сказал, что я тебе потом расскажу", - добавил он.
Также, по словам экс-подполковника, Николай Мельниченко сообщил ему о состоявшейся встрече с министром иностранных дел Украины. Вместе с тем, Литвиненко считает, что Президент Украины не может дать Мельниченко какие-либо гарантии и освободить от уголовной ответственности.
Собеседник агентства выразил готовность дать показания по этому делу "в суде, или в прокуратуре Украины". "Единственное, что я хотел бы, чтобы меня не украли российские спецслужбы, не убили. И чтобы министр юстиции Украины подтвердил, что меня не выдадут в России", - подчеркнул он.
По словам Александра Литвиненко, он направил соответствующее заявление председателю временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию обстоятельств убийства журналиста Георгия Гонгадзе и другим резонансным делам Григорию Омельченко. "Это заявление я не согласовывал с Березовским. Я сам сел и написал потому, что я принял это решение", - сказал экс-подполковник ФСБ.
Евгений Марчук с 1963 года работал в КГБ СССР. В 1991-1994 годах - глава Службы безопасности Украины, затем - вице-премьер, первый вице-премьер, а в 1995-1996 годах - премьер-министр Украины. В 1999 году баллотировался в Президенты Украины, однако в промежутке между первым и вторым туром был назначен секретарем Совета национальной безопасности и обороны. С июня 2003 года по сентябрь 2004 года - министр обороны.
Новый виток старого скандала
В последние дни разгорелся очередной скандал вокруг аудиозаписей, якобы сделанных бывшим президентским охранником Николаем Мельниченко в кабинете Леонида Кучмы.
Как сообщал Корреспондент.net, 30 марта Борис Березовский, ранее предоставивший помощь Николаю Мельниченко, заявил о том, что располагает всеми получил от Мельниченко все сделанные им записи разговоров Кучмы и намерен предоставить их украинской общественности.
В ответ на это Николай Мельниченко обратился в Службу безопасности Украины с заявлением о том, что Березовский якобы намерен использовать фрагменты записей разговоров в кабинете Кучмы для давления на новую украинскую власть.
При этом Мельниченко заявил, что никогда не передавал Березовскому и его людям копии своих записей, однако допускает, что у Березовского действительно могут находиться "какие-то похожие копии записей". При этом Мельниченко не может подтвердить, что это действительно копии фрагментов записей в кабинете Кучмы или их копии, и что эти аудиоматериалы не были кем-то смонтированы или с ними не проводились какие-то манипуляции.
Березовский заявил, что не намерен вступать в полемику с Мельниченко и собирается обнародовать все записи разговоров Кучмы. Он также отметил, что Мельниченко боится новой украинской власти, которая, по мнению Березовского, не заинтересована в раскрытии дела об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.
Кроме того, руководитель Фонда гражданских свобод Березовского Алекс Гольдфарб заявил, что Мельниченко связан с ФСБ и несколько раз встречался с ее руководством в конце 2004 года: "Все это для меня выглядит как хитрая операция со стороны ФСБ, которая ставит своей целью действительно вывести Кучму из-под ответственности по делу Гонгадзе, дискредитировав Николая, как основного свидетеля, его же собственными руками".
Прозвучало также заявление депутата Верховной Рады прошлого созыва Александра Жира, возглавлявшего парламентскую следственную комиссию, о том, что прослушивание в кабинете Кучмы было спецоперацией с участием третьих стран и украинских политиков. Последние действия Мельниченко Жир расценил как попытку "обелить себя и очернить других".