США и ЕС в среду, 20 июня, внесли на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект новой резолюции по урегулированию окончательного статуса сербского края Косово и Метохия.
Это уже третий проект, который по-прежнему базируется на плане Марти Ахтисаари, предполагающем предоставление Косово статуса независимости без согласия Белграда.
Как заявил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, новый проект косовской резолюции "не приблизил нас к платформе, на которой может быть найдено согласие". При этом дипломат отметил как позитивный момент, что западные страны согласились с необходимостью продолжения переговоров, на чем настаивала Россия.
Основным новшеством третьей резолюции по Косово является то, что он определяет 120 дней на переговоры между косовскими и сербскими властями. В случае, если стороны ни о чем не договорятся, через четыре месяца автоматически вступит в силу план Ахтисаари. Кроме того, документ не предполагает выполнения стандартов безопасности, предписанных резолюцией 1244.
Сербский премьер Воислав Коштуница отверг идею "отложенной независимости" Косово и выразил уверенность, что Москва наложит на новую резолюцию вето. Россию новый вариант резолюции также не устраивает.
"Суть не в том, чтобы одобрить план Ахтисаари, а в том, чтобы вести переговоры, заявил в среду глава МИД России Сергей Лавров. - Нас устраивает тот переговорный процесс, который устроит обе стороны".
Напомним, ранее в Совет Безопасности ООН уже были внесены два новых проекта резолюции по Косову. В основе первого - лежал план Марти Ахтисаари, предусматривающий независимость сербского края Косово.
Внесенный проект предполагал предоставить Косову статус независимости под контролем международных организаций с последующей интеграцией Косово и Сербии в Европейский Союз. Россия выступила категорически против такого сценария без согласия Белграда.
Затем был внесен новый, более "мягкий" проект резолюции. В нем смягчились формулировки в отношении плана Марти Ахтисаари, которые в новой версии стали носить рекомендательный характер, одновременно ужесточилась тональность требований к руководству Косово в части обеспечения стандартов безопасности меньшинств.