Объекты итальянского художника Пьеро Манцони (Piero Manzoni) под названием Merda d"Artista (Дерьмо художника) - закрытые банки, в которых должны находиться экскременты, - оказались заполнены гипсом.
Тайну самой известной арт-провокации 1960-х годов газете Correre della Sera, на которую ссылается The Times, раскрыл Агостино Боналуми (Agostino Bonalumi), близкий друг ныне покойного Манцони.
Агостино Боналуми, работавший вместе с Манцони в Милане в начале 1960-х, утверждает, что во всех банках с самого начала был только гипс.
Провокация Манцони была целью продемонстрировать легковерие и всеядность публики, интересующейся искусством.
"Если коллекционер хочет получить что-то по-настоящему личное от художника, то это - дерьмо", - писал Манцони одному из своих друзей незадолго до смерти.
В 1961 году Манцони собственноручно закрыл 90 банок с этикетками Merda d"Artista. Автор уверил прессу и критиков, что в каждой банке находятся 30 граммов его экскрементов.
После смерти Манцони провокационные объекты остались востребованы: так, банка за номером 18 была продана на миланском аукционе за 124 000 евро в мае 2007 года. Лондонская галерея Tate в 2000 году заплатила 22300 фунтов стерлингов (около $37 000) за банку номер четыре.
Несколько банок являются частью экспозиций таких уважаемых собраний, как Центр Помпиду в Париже и Музей современного искусства в Нью-Йорке.
После того, как в галерее Tate стало известно о содержании хранящегося в ней объекта, представитель этого влиятельного собрания современного искусства заявил газете The Times: "Удержать зрителя в напряжении - это часть изощренного юмора экспоната", поэтому банка номер четыре не перестала быть объектом искусства.