UA
 

Корреспондент. Долго и несчастливо. Сказка-психоанализ к Рождеству

Корреспондент.net,  30 декабря 2014, 09:35
16
7670
Корреспондент. Долго и несчастливо. Сказка-психоанализ к Рождеству
Фото: кадр из фильма
Героиня Мэрил Стрип готова пожертвовать всем, чтобы вернуть красоту и молодость

Обладатель шести Оскаров за мюзикл Чикаго представляет новый фильм с созвездием актеров.

Диснеевская экранизация мюзикла В тёмном-тёмном лесу хоть и нацелена на кассовые сборы рождественских каникул, всё равно продолжает устоявшуюся традицию — делать киносказки скорее для взрослых, чем для детей, пишет Анна Давыдова в №51 журнала Корреспондент от 26 декабря 2014 года.

Мерил Стрип, превратившаяся В тёмном-тёмном лесу в коварную Ведьму, уверяет: «Это — на удивление умный мюзикл. Даже если не принимать во внимание захватывающий сюжет и эмоциональную составляющую, в нём есть элементы, которые раскрывают в нас, артистах, скрытый потенциал и заставляют выкладываться на полную».

Если уже трёхкратной обладательнице Оскара пришлось выложиться, то что говорить об остальных: в частности, Волке — Джонни Деппе, Прекрасном принце — Крисе Пайне, Золушке — Анне Кендрик и других.

Всю эту разношерстную актёрскую братию собрал и заставил петь режиссёр Роб Маршалл, чей предыдущий мюзикл Чикаго (2002) получил шесть из 13 оскаровских статуэток

Всю эту разношерстную актёрскую братию собрал и заставил петь режиссёр Роб Маршалл, чей предыдущий мюзикл Чикаго (2002) получил шесть из 13 оскаровских статуэток, на которые был номинирован, включая самую главную — Лучший фильм.

В принципе, особо уговаривать звёзд не пришлось: «У Роба я снялся бы даже в экранизации телефонного справочника!» — признаётся Депп, работавший с режиссёром в четвёртых Пиратах Карибского моря. Но, к счастью, такие жертвы не понадобились — материал всё-таки достался получше.

Хотите поговорить об этом?

В тёмном-тёмном лесу — экранизация одноимённого бродвейского мюзикла 1987 года композитора Стивена Сондхайма по книге Джеймса Лапина. Лапина же, в свою очередь, вдохновили не непосредственно сказки братьев Гримм и Шарля Перо, как можно подумать исходя из набора персонажей, а интерпретация этих историй психологом Бруно Беттельгеймом, изложенная в его работе Психоанализ волшебных сказок (The Uses of Enchantment, 1976).

«Лес в нашей истории универсален и может означать множество вещей и понятий. Это место, куда человек идёт, чтобы найти свою мечту, повернуться лицом к своему страху, повзрослеть, научиться двигаться дальше», — объясняет своё режиссёрское (и, надо отметить, очень психоаналитическое) видение Маршалл.

Хотите встретиться с самим собой, познакомиться с собственными демонами и отыскать на них управу — отправляйтесь в свой внутренний тёмный-тёмный лес

На самом деле, лес — символ бессознательного в юнгианской психологии. В общем, хотите встретиться с самим собой, познакомиться с собственными демонами и отыскать на них управу — отправляйтесь в свой внутренний тёмный-тёмный лес, хотя никто не гарантирует, что прогулка придётся вам по нраву.

В фильме Маршала в лес на «семейную терапию» отправляются Пекарь (Джеймс Корден) и его Жена (Эмили Блант). У пары нет детей, и виноват в этом отец Пекаря, некогда укравший у Ведьмы волшебные бобы. В наказание за утрату бобов красотка Ведьма превратилась в настоящую Бабу Ягу, и прокляла весь род незадачливого вора. Теперь, чтобы «закрыть гештальты», Пекарю и его Жене необходимо отыскать в лесу четыре вещи — плащ, красный, как кровь; туфельку, чистую, как золото; волосы, жёлтые, как кукуруза, и корову, белую, как молоко. С этими предметами Ведьма сможет вернуть себе молодость и красоту, а значит, снимет проклятье.

И, конечно же, по счастливому стечению сказочных обстоятельств, в лесу паре встречается и Красная Шапочка (Лила Кроуфорд) в плаще «с кровавым подбоем», и Золушка, бегущая из дворца в золотых туфельках, и златовласка Рапунцель (Маккензи Мози), и мальчишка Джек (Дэниел Хаттлстоун), идущий на базар продавать парнокопытное требуемой масти.

История, начинающаяся как детская сказка, потихоньку обрастает вполне взрослыми проблемами

Но история, начинающаяся как детская сказка, потихоньку обрастает вполне взрослыми проблемами. Взять ту же Золушку — ну что ей во дворце не сиделось? А оказывается, после свадьбы с Прекрасным принцем далеко не всегда наступает то самое «долго и счастливо» — можно ведь, что называется, не сойтись характерами, и в какой-то момент понять, что и он — не тот, и ты — не та, да и тяжело освоиться в роли первой леди, если привыкла быть последней.

Да и с самим Принцем тоже не всё так просто. «Один из моих любимых моментов в фильме — когда Золушка говорит моему герою, что он должен проявлять инициативу и стать достойным правителем. А тот отвечает: «Меня учили быть прекрасным, а не достойным». Этой фразой он, фактически, говорит о себе всё», — признаётся Крис Пайн.

Или Красная Шапочка — с одной стороны, она, конечно, жертва «волчьих» обстоятельств, но с другой — в лес-то можно было одеться и поскромнее.

«Я думаю, красный цвет — символ её взросления, — объясняет своё сценарное видение Лапин. — Пока не появляется Волк, девочка считает, что все на свете хорошие и всем можно доверять. Но потом убеждается, что это не так».

По моему хотению

В тёмном-тёмном лесу раскрываются не только тёмные-тёмные стороны светлых персонажей, но и наоборот — обнаруживаются позитивные черты традиционно негативных героев. Казалось бы, Ведьма — куда уж хуже! Но героиней  Стрип движет отнюдь не желание попросту всем навредить — она всего лишь хочет вернуть себе своё (кстати, похожую трактовку образа злой колдуньи представил и недавний сказочный блокбастер Малефисента).

«Эта ведьма не похожа на своих коллег. У неё одна цель — снять проклятие, которое наложили на неё саму. И только желание добиться этого заставляет её вносить коррективы в жизнь других героев», — говорит актриса о своём персонаже.

В общем, всё как в жизни — нет однозначно чёрного и безусловно белого, нет готовых ответов на все вопросы: есть только тёмный-тёмный лес, на неведомых и путаных дорожках которого каждый ищет (и иногда находит) собственную правду.

Впрочем, путь этой бродвейской истории в Голливуд тоже был извилистым: ранее мюзикл уже пытались экранизировать. В 1994-м процесс дошёл до читки сценария, а на роли были практически утверждены Робин Уильямс, Голди Хоун и Шер. Позднее запускался, но так и не стартовал аналогичный проект с Билли Кристалом, Мег Райан и Сьюзен Сарандон. Получилось, как это заведено в сказках, с третьей попытки.

Фильм Маршалла снимался всего четыре месяца — с сентября по декабрь 2013 года. Бюджет у него сравнительно небольшой: $ 50 млн — это очень скромно для картины со звёздами первой величины и приличной графикой (для сравнения, у Малефисенты было $ 180 млн).

Но всё-таки В тёмном-тёмном лесу — не обычный голливудский блокбастер. В мюзикле-сказке актёрский талант и умение рассказывать истории важнее поражающих воображение спецэффектов.

По большому счёту, все проблемы героев происходят от несоответствия их «хотелок» и пусть и сказочной, но реальности

И да, конечно же, у любой сказки должна быть мораль. В чём же она заключается здесь? Пожалуй, точнее всего её отражает слоган фильма — Бойтесь своих желаний. По большому счёту, все проблемы героев происходят от несоответствия их «хотелок» и пусть и сказочной, но реальности (или нежелания эту реальность принимать, или же — неумения осознавать свои потребности).

Одним словом, раздолье для психоаналитика. А заодно лишнее напоминание зрителям накануне Нового года: хотите, чтоб желание сбылось, — формулируйте запрос правильно. И будет тогда вам ваше долго и всё-таки счастливо.

***

Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 26 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: фильмкинопрокатмюзиклВ темном-темном лесу
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии