Иван Остапович и Тарас Демко из коллектива Collegium Musicum борются с войной с помощью классической музыки, которую дарят слушателям бесплатно.
В Гарнизонном храме Петра и Павла на Театральной улице Львова звучит музыка. Но это не церковное пение — в переполненной церкви играют виолончель и скрипка. Виртуозный виолончелист Денис Северин приехал из Швейцарии, а скрипач Кирилл Шарапов — из Киева, чтобы сыграть Баха. Этот концерт, как и семь других из цикла Дни музыки Баха, организовал коллектив единомышленников Collegium Musicum. Они делают странные, с точки зрения современного человека, поступки — проводят концерты академической музыки и поэзии, причём совершенно бесплатно для слушателей.
Идея дарить искусство людям пришла в голову двоим ребятам из Львова — дирижёру Ивану Остаповичу и переводчику Тарасу Демко — в 2012 году. Остапович работает в Ивано-Франковской филармонии, живёт во Львове и учится в Киевской консерватории. Демко — аспирант Львовского университета, изучал английскую филологию, преподаёт язык и занимается переводами английской и немецкой поэзии. До недавнего времени классической музыкой он не интересовался.
“Я был готом, увлекался тяжёлым роком и думал, что ничего интереснее этой музыки не может быть, — рассказывает Демко. — А потом понял, что во всём этом блэке, симфо и хард-роке меня больше всего привлекают мотивы из классической музыки”.
Студент-филолог познакомился с музыкантами, которые захотели поставить Эвридику — самую древнюю оперу из дошедших до наших дней. Для постановки он специально перевёл либретто на украинский язык.
“Поскольку мы все были студентами, денег у нас не было. Но мысль брать за концерт плату нас даже не посещала”, — уверяет Демко.
А Остапович добавляет: “Идея свободного доступа к высокому искусству давно назрела в обществе, а мы просто воплощаем её в жизнь”.
Collegium Musicum — так называли музыкальные коллективы, которые появились в Европе в XVII веке.
“Такие собрания были распространены в эпоху барокко, особенно популярными они стали в Германии, — рассказывает Остапович. — Музыканты, капельмейстеры, композиторы и просто любители музыки собирались и совместно музицировали”.
К Collegium Musicum принадлежали Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Георг Филипп Телеман. Концертных залов тогда не было, услышать музыку можно было или в церкви, или во дворце, а коллегиумы делали её более доступной для широкой публики. Ту же цель преследуют и украинские музыканты.
“Мы хотим показать, что классическая культура — это не прерогатива аристократии, — объясняет Демко. — Это идея, а идея не имеет авторского права, она доступна всем”.
Скрипки против пушек
Многие относятся к проектам ребят как к развлечению, но сами они так не считают.
“В феврале у нас отменили несколько концертов из-за событий на Майдане, хотя программа там была совсем не развлекательная. Наоборот, мы хотели поддержать людей”, — вспоминает Остапович.
Сегодня, когда в Украине фактически идёт война, музыка нужна людям ещё больше, чем обычно, уверены музыканты.
“Известно, что люди в блокадном Ленинграде умирали от голода, но приходили слушать симфонии Шостаковича”, — отмечает он.
Концерты проходят демократично: вход свободный, кому не понравилось — может встать и уйти или даже высказать свои замечания по завершении.
“Мы всегда рады, когда есть критика. Это значит, что человека зацепило”, — говорит Остапович.
“А я устраиваю чтения своих переводов специально для того, чтобы услышать критику”, — добавляет Демко.
Зрители приходят самые разные. К примеру, на заключительном концерте Дней музыки Баха в почти полном зале Львовской филармонии сидели и молодёжь, и пожилая интеллигенция, и родители с маленькими детьми.
В Collegium Musicum участвуют скрипачи, виолончелисты, пианисты, вокалисты, органисты, музыкальные теоретики, музыковеды, чтецы, актёры. Сообщество творческой молодёжи постоянно экспериментирует. Например, в прошлом году стихи Василя Стуса перемежались произведениями Баха. Недавно поэзия модернистов была представлена вместе с музыкой барокко в исполнении Ансамбля древней музыки.
Состав сообщества не постоянный. Его костяк составляют около десяти человек, все остальные исполнители присоединяются к проекту ситуативно, в зависимости от идеи концерта. Поиск зала производится с помощью личных связей: чтобы провести концерт в соборе, нужно договориться с настоятелем, в кафе — с администратором.
Легко ли договариваться? “Очень по-разному, — отвечает Демко. — Организация концерта в родном университете стоила мне участия в заседании кафедры, целой недели хождений по разным инстанциям для сбора подписей, а затем демонстрации этих подписей другим инстанциям”.
А в Киеве часто не верят, что музыканты готовы играть бесплатно.
“Почему-то думают, что мы хотим на них заработать, видят какой-то подвох”, — говорит Остапович.
Ростки прекрасного
Ребята поясняют, что на хороший концерт нужно не так много денег, как кажется. А вот новых профессий приходится осваивать множество — и эсэмэмщика, и дизайнера, и администратора.
“Исполнители нам ни разу ничего не стоили. Пиаром мы занимаемся самостоятельно, в основном через соцсети. Афиши я тоже делаю сам”, — перечисляет Демко.
Единственное, на что приходится тратить деньги, — печать афиш. Но афиши у Collegium Musicum непростые.
“Они несут две побочные функции, — рассказывает Тарас. — Первая — это популяризация правописания 1927 года. Оно отображает саму суть украинского языка: “фортепіяно”, “матеріял”, “видиво”. Богдан-Игорь Антонич так писал, все модернисты, даже Леся Украинка пользовалась этим правописанием”.
Вторая функция афиш — эстетическая. Демко использует для фона известные картины, литографии и гравюры. Они обычно принадлежат к той же эпохе, к какой и произведения, которые будут звучать на концерте. Больше 30 афиш не печатают: даже небольшое их число, развешенное в нужных местах, вызывает большой отклик — залы почти всегда полные.
Но Collegium Musicum не гонятся за количеством слушателей: мол, это не то искусство, что собирает стадионы. Самый большой зал, который был в их распоряжении, — Гарнизонный храм, вмещающий до 500 человек. В Дни музыки Баха он был полон. Есть у сообщества и настоящие фанаты, которые ходят на каждый их концерт.
Конечно, для масштабных проектов одного энтузиазма недостаточно. На последних концертах Collegium Musicum попробовали собирать пожертвования, чтобы покрыть расходы на полиграфию.
“Осенью мы хотим обратиться за грантом для постановки оперы Генри Пёрселла Дидона и Эней, которую Тарас сейчас переводит на украинский. Там уже нужны будут деньги, чтобы изготовить костюмы, нанять помещение для репетиций, что-то заплатить актёрам, ведь постановка требует длительной работы”, — объясняет Остапович.
Collegium Musicum уже вышли за рамки Львова. Концерты проводились в Киеве, Ивано-Франковске, Тернополе, Черкассах, Черновцах, Луцке. В планах коллегиума — сыграть цикл Баха в столице. А ещё — организовать бесплатные лекции о музыке и литературе.
“В популярной форме, что-то простое, — говорит Остапович. — Например, музыковед рассказывает, что такое фуга, а ансамбль иллюстрирует его слова: вот звучит одна тема, вот вторая, а так они звучат вместе”.
Музыканты признают: изменить сознание обывателя, привыкшего к попсе, крайне непросто.
“Это очень долгий путь, — вздыхает Остапович. — Но даже если на 15 минут в день забыться, отключить телевизор, ноутбук и мобильный телефон и просто послушать или почитать, оно где-то отложится, это зерно прорастёт”.
А если люди научатся воспринимать искусство, они не будут затевать войны, уверены музыканты.
“Ни одно искусство не порождает агрессии, — философски рассуждает Демко. — Все конфликты происходят из-за того, что кто-то считает кого-то неполноценным. А по-настоящему образованный интеллигентный человек никогда не думает о том, что кто-то менее ценен, чем он сам”.
***
Этот материал опубликован в №28 журнала Корреспондент от 18 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.