Русская служба Би-би-си,
31 мая 2015, 20:31
Где и почему на теле человека могут появиться дополнительные соски.
Когда-то лишние соски на теле человека считались связующим звеном с нашим эволюционным прошлым. Но действительность оказалась куда более странной, отмечает корреспондент BBC Future.
Что общего у Марка Уолберга, Тильды Суинтон, Лилли Аллен и Билла Пакстона? С одной стороны, они очень, ну просто очень знамениты (все они актеры – Ред.), но ведь помимо них знамениты многие другие люди. Но у этих четырех есть еще кое-что общее – у каждого имеются лишние соски. Точнее говоря, третий сосок. Хотя у многих человеческих особей встречается и по шесть дополнительных сосков. И даже по восемь! Это же уму непостижимо!
Первое официальное описание этого явления в 1878 году опубликовал в одном немецком научном издании исследователь по фамилии Ляйхтенштерн.(Отто Ляйхтенштерн (1845-1900) Немецкий клиницист, который оставил после себя труды практически по всем направлениям современной медицины, но особенно много по гельминтологии – науке о паразитических червях. – Ред.) По его подсчетам, "сверхштатные" соски, то есть больше двух, встречаются у одного человека из 500 или у 0,2%. Существует столько же догадок, почему так часто встречаются дополнительные соски, сколько проведено исследований по этой теме.
Авторы одного такого исследования выяснили, что добавочные соски наличествуют у 0,22% населения Венгрии. По данным другого исследования, они есть у 0,6% белых американских детей, еще в одном утверждается, что их имеют 1,63% черных американских малышей. Показатель у израильских детей – 2,5%, а среди детей израильских арабов – 4,7%. В Германии – 5,6%.
Еще одно исследование сообщило, что дополнительные соски есть у 5% японских женщин и лишь у 1,6% японских мужчин, хотя в большинстве исследований говорится, что у мужчин они встречаются чаще, чем у женщин. (Ряд источников содержит прямо противоположные утверждения – Ред.).Есть данные о том, что на левой стороне тела добавочные соски возникают чаще, чем на правой.
Другими словами, хотя подсчеты, говорящие об их распространенности, разительно отличаются в зависимости от этнических факторов, пола, географии и – вероятнее всего – методов обнаружения, похоже, что дополнительные соски встречаются у людей все же относительно редко.
Действительно, департамент редких болезней Национального института здравоохранения США считает наличие "сверхштатных" сосков "редким заболеванием". Это означает, что они встречаются менее чем у 200 тыс. людей, живущих в Соединенных Штатах.
Одним из пионеров научного подхода к "сверхштатным" соскам стал исследователь по имени Каява. (Юрьё Каява, 1884-1929, финский анатом и физиолог – Ред.). В 1915 году, на основании изучения особенностей тела финнов, он классифицировал "сверхштатные" соски по восьми отдельным категориям в зависимости о того, какие виды тканей в них присутствуют. При полимастии - это первая категория - дополнительный сосок имеет нормально развитую ареолу, а под ним находится железистая грудная ткань. По сути дела, это полностью сформированная дополнительная грудь.
Эмбриональное развитие
В других категориях описывается, например, ареола с грудной тканью, но без соска (категория номер три), или ареола сама по себе – без соска и грудной ткани (категория номер семь). В одной из категорий присутствуют сосок и ареола, но в ней жировая ткань заменяет характерную железистую грудную ткань (категория номер пять).
Наиболее распространенная категория – номер шесть. В этом случае формируется дополнительный сосок, но отсутствует ареола. Такое явление носит название полителия. Хотя Каява создал свою классификацию сто лет назад, ею по-прежнему пользуются и врачи, и ученые.
Чтобы понять как, где и почему на теле человека могут появиться дополнительные соски, не лишним будет в первую очередь разобраться в том, откуда берется обычная их пара.
Чтобы понять, откуда берутся лишние соски, ученые обратились к человеческому эмбриону
После того, как сперматозоид проникает в яйцеклетку, они объединяются, чтобы сформировать эмбрион. (Через восемь недель после оплодотворения человеческий эмбрион называют "плодом".) Примерно на четвертой неделе эмбрионального развития две полоски эктодермы, наружного зародышевого листка, из которого, впоследствии развиваются кожный эпителий и нервная система, становятся несколько толще. Эти полоски, известные как "молочные линии" (мамиллярные линии), тянутся от подмышек, проходят по груди и животу, а затем спускаются по бедрам к внутренним краям паховых складок. В последующие недели и месяцы полоски становятся еще толще и получают название срединно-ключичных линий. В итоге эти уплотнения регрессируют и остаются только в той области, где продолжают развиваться груди и соски.
Иногда, однако, утолщения молочной линии не исчезают полностью. Когда это происходит, может образоваться дополнительный сосок. Тогда это либо полностью сформировавшаяся грудь (молочная железа), т.е. категория номер один по классификации Каявы, либо просто сосок, как в категории номер шесть. В большинстве своем они располагаются ниже обычных сосков, но, как следует из некоторых источников, в 13% случаев они могут находиться выше, например, подмышками.
"Такое образование может вызывать дискомфорт после деторождения, когда в нем начинается лактация в унисон с двумя "уполномоченными" на это сородичами", - пишет д-р Норман Гроссл в Southern Medical Journal, научном медицинском журнале, издаваемом в Бирмингеме, штат Алабама, США.
Знания о дополнительных сосках зародились задолго до появления современной медицины. Древние греки иногда изображали богиню Артемиду, - охотницу, а также покровительницу плодородия и целомудрия, помощницу при родах, - с многочисленными грудями. Такова Артемида Эфесская. Почитатели финикийского варианта богини плодородия – Астарты (Иштар в Месопотамии) верили, что дополнительные груди и соски указывают на изобильную плодовитость.
Некогда люди верили, что мужчины с добавочными сосками обладают большей половой силой, чем их собраться с двумя. Хотя сейчас уже известно, что дополнительные соски не связаны с повышенной способностью к репродукции, эта идея воспринималась вполне серьезно врачами-практиками еще относительно недавно – в XIX веке.
Неожиданные места
Сам Чарльз Дарвин писал о наличии дополнительных грудей или сосков в книге "Происхождение человека и половой отбор". Он высказал предположение, что дополнительные соски – это атавизм или наследие нашего эволюционного прошлого, которое прокралось в современный облик человека в процессе его развития.
Это не такая уж сумасшедшая идея: ведь эмбрион по мере своего развития сначала напоминает наших предков-рыб и рептилий, становясь затем похожим на млекопитающее и в конечном итоге превращаясь в примата. У многих других млекопитающих больше двух грудей на их молочных линиях. У коров - четыре, у собак - от восьми до 10, у крыс - 12, а у свиней - целых 18.
Дарвин не без оснований полагал, что дополнительные соски у людей являются ничем иным, как проявлением черт, присущих предкам, и сохранявшихся по той или иной причине в ходе развития плода. Но поскольку дополнительные соски могут возникнуть не только вдоль молочных линий, мы теперь знаем, что они в большинстве своем - просто причуды эмбрионального развития.
Если дополнительные соски - редкость, то те, которые возникают не на молочных линиях (их еще называют эктопическими, т.е. смещенными), встречаются еще реже. Если и когда дополнительные соски возникают, то они могут оказаться где угодно, на любой части тела. Это могут быть спина, плечи, конечности, шея, лицо. Кроме того, они встречаются на вульве, т.е. наружных половых губах у женщин, а также в промежности.
Свои соски каждый использует, как ему нравится...
Сторонники одной из теорий полагают, что эктопические соски - это видоизмененные потовые железы. Либо же, считают другие, они показывают, что молочные линии каким-то образом проявились в ходе эмбрионального развития и возникли в неожиданном месте, где на них закономерно образовались соски.
В большинстве случаев добавочные соски едва заметны. Некоторые из них можно принять за родинки или родимые пятна. Но если в них присутствует железистая ткань (такая грудная ткань, которая сопутствует обычным соскам), они могут подвергаться тем же видам гормональных изменений и страдать от тех же болезней, которые поражают обычные ткани.
Даже в тех случаях, когда лишние соски не обнаруживают себя до наступления полового созревания или беременности своих владельцев, они могут менять пигментацию, набухать, становиться чувствительными и даже выделять молоко. В этих случаях они ведут себя как обычные соски и груди, просто находятся в непривычных местах на теле. Они также способны образовывать раковые опухоли, как и обычные груди.
Хотя сами по себе добавочные соски и груди не являются чем-то атипичным (если не принимать во внимание их количество), некоторые ученые высказали предположение, что их наличие может быть связано с расстройствами почек или мочеполовой системы.
Сейчас еще не вполне ясно, что именно может вызывать такую взаимосвязь. Видимо, это можно объяснить тем, что мочеполовая, почечная системы и система молочных желез возникают одновременно в процессе эмбрионального развития. И хотя частота нарушений мочеполовой или почечной систем в среднем наблюдается у 1-2% населения, полагают, что у людей с дополнительными сосками она может доходить до 14,5% и даже больше.
Впрочем, общая беда исследований такого рода заключается в недостатке статистических данных и образцов. Так, другие ученые утверждают, что связь эта - мнимая. По их словам, врачам не обязательно заниматься поиском мочеполовых или почечных осложнений у своих пациентов лишь на том основании, что у тех есть дополнительные соски.
Большинство обладателей третьего соска не слишком озабочено такой особенностью своего тела. Кто-то удаляет их по косметическим соображениям. Некоторые исторические хроники зафиксировали более экстремальные истории. В одном из сообщений от 1827 г. приводится рассказ о француженке, у которой третья грудь располагалась на левом бедре. После рождения ребенка эта грудь стала выделять молоко. "Женщина продолжила эту грудь ребенку, который охотно ее взял, - пишет д-р Гроссл. - Как выяснилось, у нее было пятеро детей, которых она кормила всеми тремя грудями".
В сообщении от 1980 года описывался случай с эктопическим добавочным соском, имевшим вид "хорошо сформированной массы, напоминавшей женскую грудь на внутренней стороне бедра 74-летнего мужчины". Эта "жировая опухоль", как он выражался, никогда его особо не беспокоила, и он отказывался удалять ее.