Корреспондент.net,
22 августа 2014, 14:53
В 1930-е годы Украину «нарезали» на области, по живому разделив народы и культуры. Последствия административного винегрета приходится расхлёбывать нынешнему поколению украинцев, пишет Ирина Пустынникова в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года.
На придорожном холме между сёлами Пробежная, Швайковцы и Гадынковцы в Тернопольской области стоит белоснежная фигура Богородицы. Местное население, весьма религиозное, любит подобные монументы. Чтобы памятник казался ещё краше, холм под ним утыкали флюоресцентными пластиковыми цветами – теперь статую хорошо видно издали.
Богородицу поставили в первые годы XXI века, а вот рукотворный холм насыпали давно. Раньше на нём стоял неприметный столбик, сохранявшийся ещё в советские времена. Столбик пограничный – тут проходил кордон между Подольским и Русским воеводствами Речи Посполитой. Проще говоря, между Подольем и Галицией.
До сих пор многие жители соседнего райцентра Чертков обижаются, когда географы причисляют их к подолянам: мы, мол, галичане. Мадонна, заменившая пограничный столб, объединяет и тех и других. Хотя невидимый кордон всё ещё остаётся в сознании людей.
Ещё 100 лет назад галичанина от слобожанина можно было отличить внешне — одежда, которую носили сельские жители, указывала на место их проживания не хуже паспорта
Жители Хмельницкой области могут быть подолянами или волынянами, на Буковине немало гуцулов, Львовские Бескиды — земля бойков, север страны — место жительства полищуков. Ещё 100 лет назад галичанина от слобожанина можно было отличить внешне — одежда, которую носили сельские жители, указывала на место их проживания не хуже паспорта.
«Нарезая» Украину в советские годы на области, границы прокладывали по живому, кромсая Волынь, разделяя Подолье и дробя Бессарабию. К примеру, часть аграрной Слобожанщины в 1938 году отошла к индустриальной Ворошиловградской (нынешней Луганской) области – историческая граница отчётливо проявилась в нынешнем противостоянии на востоке страны [см. Корреспондент № 19 от 16 мая 2014].
Субкультура регионов Украины практически полностью пришла в упадок, и не последнее влияние на этот процесс оказало именно административное деление страны.
Область имени райцентра
Создавая административные единицы, советские чиновники в последнюю очередь думали о том, как волынцу ужиться с подолянином, а гуцулу с румыном. Первые советские области были громоздки, потому в сентябре 1937-го карту УССР подправили.
От Харьковщины отпочковалась Полтавская область, от Киевской отделили Житомирскую, огромную Винницкую поделили с Каменец-Подольской, Одесская отдала часть своей территории под Николаевскую.
Газеты писали, что сделано это для оперативного управления страной, укрепления связи государства с народом и воплощения грандиозных планов социалистического строительства. Для Слобожанщины, может быть, мотивы были именно такими, но приграничные Каменец-Подольскую и Житомирскую — впрочем, как и Одесскую в новых границах – творили с оглядкой на военных.
Зловещая туча Второй мировой войны только начинала сгущаться над горизонтом, но стратеги в правительстве уже думали, откуда будет удобно оперативно руководить войсками, как правильно расположить их по территории республики, будет ли комфортно партийно-административной верхушке сотрудничать с военным командованием края.
Среди грандиозных планов социалистического строительства перед Каменец-Подольской областью, созданной из трёх приграничных округов Винницкой, был и план достройки 200-километровой оборонной полосы укреплений
Среди грандиозных планов социалистического строительства перед Каменец-Подольской областью, созданной из трёх приграничных округов Винницкой (Проскуровского, Шепетовского и Каменец-Подольского), был и план достройки 200-километровой оборонной полосы укреплений. Это была часть грандиозной Линии Сталина, которая должна была протянуться вдоль западной границы области по Збручу.
Железобетонные доты постройки 1938-1939 годов – где взорванные, где просто заброшенные – часто встречаются в западных районах Хмельницкой области. Чем ближе к Днестру, тем их больше: в Чернокозинцах, Завалье, Ластовцах, а в Жванце – сразу два. Говорят, что из каждой такой огневой точки должно было быть видно два соседних дота.
Кроме того, перед новоиспечённой Каменец-Подольской областью в 1937-м стояла также задача создания плацдарма для передовых войск Киевского специального военного округа в случае начала войны.
Приграничный регион, предвоенное время — это понятно. Но откуда реверансы древней столице Подолья от советских бонз? Ведь Каменец стоял фактически на границе с Польшей и Румынией, то есть в стратегически уязвимом месте.
Советские власти это понимали. И поэтому центром новой административной единицы в Совнаркоме УССР вначале хотели сделать Проскуров, нынешний Хмельницкий. Логично: город расположен в центре новой области, крупный железнодорожный узел, место пересечения нескольких шоссейных дорог.
Но Каменец, бывшая столица воеводства Речи Посполитой и бывший губернский город Российской империи, лучше подошёл на роль областного центра благодаря имеющимся представительским зданиям. Да, вот так банально: для функционирования областного аппарата требовалось немалое количество административных помещений, которых в Проскурове попросту не было.
Так и решили: областным центром быть Каменцу. А перед городской властью и партийным аппаратом Проскурова поставили задание в течение пятилетки поднять город до уровня, соответствующего статусу областного центра.
Но оказалось, что пяти лет у Проскурова в запасе не было. Чем ближе громыхало у западной границы, тем опаснее было оставлять областной центр всего за 18 км от Збруча. 12 мая 1941 года, за месяц с небольшим до нападения Адольфа Гитлера на СССР, столицу области таки перенесли в Проскуров. Постановление о переносе областного центра вышло и того раньше, 15 марта 1940-го.
Каменец остался свадебным генералом: область носила его имя аж до 4 февраля 1954 года, когда Проскуров получил новое имя — Хмельницкий. А вслед за ним Хмельницкой стала и область. При этом сам гетман Богдан в Проскурове никогда не был.
В область вошли части двух исторических регионов – по кусочку от Подолья и Волыни. Граница этих территорий проходит по линии Тарноруда — Войтовцы — Хмельницкий.
Буковина наша
Использовать Каменец-Подольскую область как военный плацдарм довелось в 1938 и 1940 годах, когда с её территории организовывались «освободительные» походы за Збруч и на Буковину, а УССР прирастала новыми землями, заселенными этническими украинцами.
Буковинцы и раньше стремились стать частью Украины. Ещё в апреле 1917-го в Украинском народном доме Черновцов был создан Украинский военный клуб им. Павла Полуботка, проводивший образовательную работу. Тут читались лекции, ставились антиавстрийские спектакли, собирались средства в Украинский национальный фонд.
3 падолиста (ноября) 1918 года в Черновцах состоялось массовое краевое вече местных украинцев, выступившее за присоединение к Украине буковинских земель, на тот момент принадлежавших Австро-Венгрии. Но уже 8 ноября на Буковину вошла 8-я дивизия румынской армии. Через три дня войска оккупировали Черновцы, и край на 22 года стал частью Королевства Румыния.
В 1933 году в Румынии издали фотоальбом "Буковина". Теперь это украинская территория
С этим смирились не сразу. В январе 1919 года в Хотине вспыхнуло восстание, объединившее почти 30 тыс. человек. Было сформировано три полка, кавалерийский эскадрон, артиллерийский дивизион. По сёлам Хотинского уезда образовывались отряды самообороны.
Помощь повстанцам приходила и из-за соседней границы: стремление украинцев жить на родной земле поддерживало население приграничных районов Каменец-Подольской области. Сейчас о повстанцах напоминает хмурый многофигурный монумент с суровыми мужчинами, стоящий в центре Хотина.
Депутат местного парламента Николай Кракалия в 1920 году именем украинского народа требовал проведения в Румынии плебисцита для украинских частей Бессарабии и Буковины. Пресса сразу окрестила Кракалию изменником государства.
26 июня румынскому посланнику в Москве Георге Давидеску вручили ноту правительства СССР: «Вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своём громадном большинстве связано с Советской Украиной как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить (правда, лишь в незначительной степени) средство возмещения тех огромных убытков, которые были причинены Советском Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии».
Никакого определённого ответа от Румынии не последовало, и на следующий день правительство СССР отправило новую ноту: «В течение 4 дней начиная с 2 час. дня по московскому времени 28 июня румынским войскам очистить территорию Бессарабии и северной части Буковины. В течение 28 июня советским войскам занять пункты Черновцы, Кишинёв, Аккерман [нынешний Белгород-Днестровский]».
Это было серьёзно. 28 июня 1940 года королевская Румыния отдала Бессарабию и Северную Буковину, в тот же день сюда вошла Красная армия. В крае давно действовала Коммунистическая партия Буковины, прописавшая воссоединение с Советской Украиной одним из своих программных положений. На это в том числе и опирался ультиматум СССР Румынии летом 1940-го.
2 августа того же года Верховный Совет СССР включил Северную Буковину в состав УССР. А ещё через пять дней, 7 августа, указом Президиума ВС СССР из Северной Буковины и части Бессарабии была образована Черновицкая область. Украинцы, которые составляли подавляющее большинство жителей края, наконец-то перестали быть чужаками (straini) на родной земле. Аккерманский и Измаильский уезды Бессарабии сделались частью Одесской области.
Уже в начале июля 1940 года начала выходить газета с недвусмысленным названием Советская Буковина, решением ЦК КП(б) был создан Черновицкий уездный исполнительный комитет, набранный практически полностью из приезжих с востока Украины и из России. Та же картина была и среди районной власти, и среди преподавателей вузов.
В город потянулись писатели и комсомольские деятели — агитировать тех, кто ещё не уверовал в советскую власть. В Черновцах заработал книжный магазин «правильной» литературы: газета Советская Буковина 11 июля 1940 года утверждала, что за первых два дня работы он продал около 7 тыс. книг.
Правда, СССР забрал у Румынии территории, на которых проживали не только украинцы, но и молдаване. Некоторое время Единецкий, Брычанский, Липканский и часть Окницкого районов бывшего Хотинского уезда были частью Черновицкой области, а после вошли в состав Молдавской Республики. Но полностью придержаться принципа этнического раздела территории новой власти так и не удалось.
Крохотный рекордсмен
Герцаевский район Черновицкой области — абсолютный рекордсмен в своей миниатюрности. Во-первых, он самый маленький в Украине. Во-вторых, Герца — самый крохотный из украинских райцентров, здесь чуть более 2 тыс. жителей. В-третьих, сама область тоже самая маленькая из всех.
Герца — это и не Буковина, и не Бессарабия, хотя граничит с обеими. 95% жителей района — этнические румыны. Говорят, ее присоединили в 1940 году к Советскому Союзу не совсем законно
Но дело не только в миниатюрности. Герца — это и не Буковина, и не Бессарабия, хотя граничит с обеими. 95% жителей района — этнические румыны, а некоторые сёла, например Подвальное или Великая Буда, практически полностью заселены представителями этого этноса. Всё потому, что границы района слегка не совпали с границами региона Герца, когда-то одной из частей Молдавского княжества.
Говорят, Герцу присоединили в 1940 году к Советскому Союзу не совсем законно. Дело в том, что вдоль реки Прут, как и сейчас, шла железная дорога из Черновцов в Новоселицу. Оставив границу СССР и Румынии на этом участке по Пруту, можно было очень просто подставить поезда под вражеские удары.
Сколько там километров надо, чтоб чужой снаряд не долетел? Вот и отдайте-ка нам заодно с Буковиной ещё и регион Герца. Неудивительно, что иногда со стороны высокопоставленных лиц Румынии слышатся притязания на этот район.
В Советском Союзе в течение 29 лет край был лишён даже формальной самостоятельности: Герцаевский район в 1962-м присоединили к соседнему Глыбокскому. Восстановили Герцу в правах райцентра только в декабре 1991-го – именно с оглядкой на её региональное своеобразие.
В последние годы над городком снова нависла угроза. Ещё в 2011 году украинские власти собирались ликвидировать райцентры с численностью населения до 5 тыс. человек.
Впрочем, даже в этом случае региональная субкультура Герцы пострадает не сильно — на её стороне язык местного населения. А вот другим этническим регионам Украины, лишённым отдельного территориального статуса, предстоит и дальше размывать свои особенности в общем административном котле.
***
Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь