UA
 

Корреспондент: Братья по счастью. Молдавская диаспора в Украине

Корреспондент.net,  12 ноября 2014, 07:51
50
8443
Корреспондент: Братья по счастью. Молдавская диаспора в Украине
Фото: Ирины Пустынниковой
Украинские молдаване любят собираться вместе, в частности на фестивалях молдавской культуры

Трудолюбивые украинские молдаване стараются платить добром своей второй родине.

Корреспондент продолжает цикл материалов о национальных меньшинствах в Украине, пишет Вероника Мелкозерова в №44 издания от 7 ноября 2014 года. 

В офисе киевской фармацевтической компании Ринофарм, гендиректором которой является уроженка Молдовы Мария Григорьева, Корреспонденту приходится долго ждать, пока представители молдавской диаспоры будут в сборе.

«Мой партнёр Алла Ромашко сейчас на важных переговорах с итальянцами. Скоро она должна освободиться», — извиняется за землячку Григорьева и, используя паузу, показывает письма благодарности от украинских солдат.

Вместе с подругой она занимается закупками медикаментов для армии, помогая второй родине в трудный час. Благо у самих молдаванок дела в Украине, несмотря на кризис, идут успешно.

«Ведём переговоры с несколькими итальянскими заводами, — рассказывает вернувшаяся со встречи Ромашко. — Уже есть люди, заинтересованные в том, чтобы создать и доставить в Украину партию протезов для солдат, пострадавших в зоне АТО».

Ромашко живёт в Украине 40 лет и чувствует себя здесь как дома.

«Неконфликтный и трудолюбивый народ, тем не менее способный быстро сориентироваться и извлечь пользу из любой ситуации», — так характеризует Ромашко своих соотечественников.

Бизнес-леди добавляет: главное не лезть в чужой монастырь со своим уставом.

Молдаване любят подчеркивать: за всю 650-летнюю историю их страны у неё не было серьёзных конфликтов с украинскими соседями

Молдаване любят подчеркивать: за всю 650-летнюю историю их страны у неё не было серьёзных конфликтов с украинскими соседями.

По данным переписи населения 2001 года, в Украине проживают более 258 тыс. представителей этого этноса, третьего по численности среди нацменьшинств после русских и белорусов. Больше всего, почти 124 тыс., молдаван сосредоточено в Одесской области.

По оценке экспертов, с тех пор их количество в Украине увеличилось. По данным Национального бюро статистики Молдовы, в 2012 году была зафиксирована массовая эмиграция в соседние страны. Общее количество граждан, переехавших на ПМЖ в другие государства, тогда составило более 3 тыс., причем почти половина из них выбрали Украину.

По наблюдениям Анатолия Фетеску, президента Всеукраинской молдавской ассоциации, среди его земляков, обосновавшихся здесь, много бизнесменов и людей с высшим образованием.

«В городах молдаване занимаются бизнесом и наукой. Есть среди нашей диаспоры преподаватели вузов и учителя, а также люди рабочих специальностей, — рассказывает Фетеску. — Жители деревень, естественно, занимаются частным сельским хозяйством».

От выборов до весны

Ромашко руководит Агентством развития бизнеса, основной задачей которого называет продвижение украинских товаров на европейский рынок.

«Продвигаем продукты питания — подсолнечное масло, кондитерку, — приводит примеры предпринимательница. — Помимо фармацевтического направления, развиваем отношения с украинской Ассоциацией производителей обуви. В Украине много обувщиков, способных составить достойную конкуренцию. Если китайское в Евросоюзе покупают, то и наше брать будут».

Бизнес Ромашко и Григорьевой, как принято сейчас говорить, социально ответственный: они бесплатно передают лекарства для армии, подчёркивая уважительное отношение к своей второй родине.

Украина никогда не унижала и не попирала права нацменьшинств, считает Ромашко, а у молдаван никогда не возникало здесь языковых проблем

Украина никогда не унижала и не попирала права нацменьшинств, считает Ромашко, а у молдаван никогда не возникало здесь языковых проблем — они одинаково хорошо владеют и украинским, и русским, и родным молдавским.

Несмотря на свою большую численность и разбросанность по стране, молдаване стараются ежегодно собираться вместе по любому подходящему поводу — прежде всего на национальные праздники и фестивали. К примеру, в Одесской области проходит фестиваль молдавского языка с конкурсом начинающих поэтов.

1 марта ежегодно отмечается Мерцишор — встреча весны по-молдавски. Особенно пышно проходят торжества в этнических сёлах Буковины. А в начале января молдаване проводят Маланку — рождественский карнавал с яркими костюмами и безудержным весельем.

На отсутствие внимания со стороны украинских властей Фетеску не жалуется.

«Мы понимаем, что не до нас сейчас, поэтому свои проблемы стараемся решать самостоятельно», — говорит он.

Например, после распада СССР у диаспоры не осталось ни учебников, ни программ обучения на родном языке.

«Мы на каком-то этапе взяли и написали их сами для начальной школы, — вспоминает глава ассоциации. — Прошли конкурс и выиграли право распространять лучшую версию учебной программы в школах общины. Сейчас также пишем учебники с 1-го по 11-й класс».

Кроме того, ассоциация финансирует издание книг молдавских иммигрантов и всеукраинской газеты Лучеферу (Утренняя звезда) на молдавском языке, которая освещает жизнь общины и новости Молдовы и Украины.

Актуальные проблемы и конфликты, возникающие у общины, выносятся на круглый стол. Хотя Фетеску уверяет, что молдаване — народ бесконфликтный, даже несмотря на опыт отделившегося и непризнанного Приднестровья.

«Мы не думаем, что у нас конфликт с россиянами. Это скорее противостояние с некоторыми российскими политиками, которые пытаются распространять своё влияние, защищая русский мир», — объясняет Фетеску.

Ромашко в своём отношении к Приднестровской молдавской республике более категорична: «Каждая страна — это большая семья. А в семье не без урода».

По мнению живущих в Украине молдаван, их родину беспокоят не столько отношения с Россией, которая с ней даже не граничит, сколько с ближайшим соседом, Румынией.

Румынский синдром

Румынизацию Молдовы власти последней начали проводить после выбора ею европейского курса. Результат не заставил себя ждать: второе румынское гражданство получила почти половина населения. А в 2013 году Конституционный суд Молдовы признал румынский официальным языком государства.

Фетеску: Румынский внешнеполитический вектор на моей памяти всегда был направлен на то, что молдаван как народа не существует. И молдавского языка тоже нет только потому, что он похож на румынский

«Румынский внешнеполитический вектор на моей памяти всегда был направлен на то, что молдаван как народа не существует. И молдавского языка тоже нет только потому, что он похож на румынский, — рассказывает Фетеску. — Да и всё наше государство — это якобы просто мятежная провинция Румынии».

Порой румыны на территории своей страны по отношению к заехавшим к ним соседям ведут себя весьма радикально.

«Когда члены нашей диаспоры едут в Европу через Румынию, то им там рвут паспорта, заявляя, мол, нет такой национальности — молдаванин», — сетует глава общины.

По словам Фетеску, подмяв под себя правительство Молдовы, румыны начали агитацию и в регионах Украины с компактным проживанием молдаван — например в Одесской области.

«Работа и пропаганда ведётся очень серьёзная, — говорит он. — Однако политики Румынии отрицают своё участие в этом движении. Но кто-то же финансирует этих так называемых активистов!».

Впрочем, молдаване на провокации не поддаются. Ассоциация регулярно направляет жалобы в МИД и Президенту Украины с требованием защитить их от румын. А заодно требует отставки румынского консула в Одессе, который якобы принуждает местных молдаван признать себя румынами.

«Более всего румынскому влиянию поддается наша молодёжь. Юных молдаван записывают в ряды румынских общественных организаций, которых у нас в регионе гораздо больше, чем молдавских», — рассказывает Фетеску.

Те перед стартом вступительной кампании в вузах агитируют молдаван ехать учиться в Румынию. И добиваются своего — ежегодно десятки молодых людей уезжают из Одесской области на учёбу в Румынию. Студентам гарантируется поступление, бесплатное общежитие, стипендия в долларах, а также лояльное отношение. После этого в родные сёла с дипломом возвращаются единицы.

И всё же забыть свою родину готовы далеко не все молдаване. Бизнес-леди Григорьева, несмотря на плотный график, находит время для участия в жизни диаспоры. Ближайшее важное событие состоится через три недели.

«30 ноября будем проводить парламентские выборы [в Молдове], — рассказывает предпринимательница. — Соберём молдаван Украины на голосование в посольство. Ведь за нашу страну мы тоже болеем».


Те ещё перцы

На столе у молдаван гармонично сочетаются сладкое с солёным

Этническая молдаванка Феличия Залевская девять лет назад основала в киевском спальном массиве Оболонь национальный уголок — ресторан Casa Mare, что в переводе с молдавского означает «большой дом». Работают в нём только молдаване.

«Идея пришла ко мне потому, что в Киеве много соотечественников, которые уже давно тут живут, — говорит Залевская. — Захотелось открыть в столице свой маленький уголок Молдовы, где каждый земляк сможет почувствовать себя как дома».

Впрочем, кроме молдаван в Casa Mare заглядывают киевляне разных национальностей, чтобы попробовать фирменное блюдо — мясо в сладком соусе с фруктами. Контрастное сочетание сладкого и солёного — фишка молдавских поваров.

А основу национальной кухни составляют сладкий перец, знаменитая кукурузная мамалыга с брынзой и плацинды — лепёшки из пресного теста с разной начинкой.

«Они вручную лепятся. Очень трудоёмкий процесс», — говорит Залевская.


Скромный вкус

Молдавские архитектурные памятники в Украине

Старинные молдавские храмы можно найти в некоторых сёлах Черновицкой области. Их отличительная черта — архитектурная скромность. Когда Буковина находилась под гнётом Османской империи, мусульмане запрещали выставлять напоказ христианские символы.

Яркий пример — Ильинская церковь 1560 года в селе Топоровцы Новоселицкого района, купола которой скрыты под кровлей. Стены здесь очень толстые, а окна похожи на амбразуры: средневековые храмы должны были спасать не только души, но и тела прихожан.

Также свою лепту молдаване внесли в строительство Аккерманской крепости XIII-XV веков в Белгороде-Днестровском Одесской области. Крепость строилась 200 лет и стала одним из самых масштабных фортификационных сооружений на территории современной Украины. Начали её строить османы, продолжили генуэзцы, ну а закончили молдаване.

***

Этот материал опубликован в №44 журнала Корреспондент от 7 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украинажурнал Корреспондентмолдаваненациональные меньшинства
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии