UA
 

Корреспондент: Вектор Федоровича. Президент разворачивает машину власти в сторону ЕС

10 сентября 2013, 08:13
0
302
Корреспондент: Вектор Федоровича. Президент разворачивает машину власти в сторону ЕС
Фото: Reuters
Янукович объявляет о всеобщей европеизации Украины

Виктор Федорович меняет риторику. Еще вчера пророссийский Президент, сегодня Янукович вопреки голосу Москвы меняет политический вектор и становится мотором евроинтеграции Украины, - пишет Александр Пасховер в № 35 журнала Корреспондент от 6 сентября 2013 года.

В октябре 2010-го на ялтинской международной конференции Украина и мир: переосмысление перспектив Хавьер Солана, бывший верховный комиссар Евросоюза, спросил недавно избранного Президента Украины Виктора Януковича, не пропало ли у него желание посетить Брюссель, как он это уже сделал после своей инаугурации. Вопрос дипломата Янукович встретил солдатским фольклором: “Сапоги дорогу знают”. Присутствующие, а это несколько сот европейских, американских, российских, украинских политиков и бизнесменов, оказались в полном замешательстве, не понимая смысла президентского послания.

Последующие три года сапоги Януковича топтались между Москвой и Брюсселем, между ЕС и Таможенным союзом (ТС) с Россией, Беларусью и Казахстаном. И вот теперь наконец Президент Украины впервые в своей биографии решительно развернулся к ЕС передом, а к ТС - тылом.



Выступая 3 сентября на открытии сессии Верховной Рады, Янукович отбросил всякие метафоры и фразеологизмы, дав ясное напутствие парламенту: принять законы, которые позволят 28 ноября на вильнюсском саммите стран - участниц программы ЕС Восточное партнерство подписать Соглашение об ассоциации и расширенное соглашение о Зоне свободной торговли с ЕС. Эти самые важные законы, за которые следует срочно проголосовать, связаны с прекращением политических преследований, реформой избирательного права, прокуратуры и системы правосудия.

Законы будут быстро и без заминки приняты, пообещал глава парламента Владимир Рыбак: следом за Президентом вся тщательно выстроенная им вертикаль власти разворачивается лицом к Европе.

Прозрение украинского лидера произошло не вдруг и проявилось не за один день. В нынешнем феврале он посетил брюссельский саммит ЕС, в июне - такой же слет в Братиславе (Словакия). И с каждым разом Янукович все отчетливее артикулировал свое новое мировоззрение. Последним и самым весомым аргументом в пользу ЕС стал все еще набирающий силу конфликт с Россией.

Владимир Макеенко, советник премьер-министра Украины, революцию в голове у лидера государства объяснил в три приема. Во-первых, круто изменилась геополитическая конъюнктура. Вовторых, изменились настроения электората. И в-третьих, не в лучшую сторону изменился стратегический партнер - Москва, которая по отношению к своим союзникам ведет себя все более невежливо.

К примеру, советник президента России по вопросам развития интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Сергей Глазьев предупредил, что в случае подписания украинцами Соглашения об ассоциации с ЕС Украина для России перестанет быть “не просто стратегическим, но даже полноценным партнером”.

Регионал Макеенко, а также лидер объединенной оппозиции Арсений Яценюк в этой связи предрекают Украине тяжелые экономические потрясения. “Сначала будет немножко больно, - предупреждает Макеенко. - А потом все рассосется”.



Так или иначе, текст Соглашения об ассоциации был утвержден еще в декабре 2011-го. Документ в первую очередь предусматривает экономическую интеграцию сторон. Речь идет более чем о 30 сферах, таких как энергетика, транспорт, развитие малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, туризм, образование и т. д. Для этого требуется приблизить законодательство, нормы и стандарты Украины к стандартам ЕС.

Подписанты планируют максимум за десять лет создать общую Зону свободной торговли, снизить, а то и вовсе отменить ввозные пошлины. ЕС также делает акцент на бесперебойной процедуре возмещения экспортерам НДС “во избежание накопления задолженности” и “для усиления борьбы с налоговым мошенничеством”.

Ожидаемый результат - повышение качества украинской продукции, улучшение сервиса, формирование конкурентной среды.

Если дружба с ЕС настолько выгодна, почему же Президент так долго путал общественность метафорами про сапоги и что же его заставило повернуть на Запад? Ответы на эти вопросы Корреспондент искал, беседуя с представителями власти, оппозиции и бизнеса.

Макеенко: Возьмем экономическую точку зрения. Вот, например, Воронежское авиационное объединение, город-миллионник. Я там был, спрашиваю: “Сколько вы в год самолетов производите?” - “Три. Два для Администрации президента, один - для МЧС России”. Вы посмотрите, на чем летает Аэрофлот, Трансаэро, - Airbus, Boeing.

Я наблюдаю за отношениями Москвы и Минска. Коммерческий спор [в Беларуси задержан гендиректор Уралкалия (Россия) Владислав Баумгертнер]. Что это за единое государство? Кто так решает проблемы? Если есть вопросы, их надо решать в судах - они есть и в Минске, и в Москве, - а не арестовывать кого-то и преграждать путь [товарам]. Опять же есть проблемы товарооборота на границе Украина - Россия. Такие вопросы решаются или за столом переговоров, или в судебном порядке. Я же вижу, как это решается в Европе, - есть суды, все обращаются туда.

Александр Ефремов, глава депутатской фракции Партии регионов: Если вас ставят на колени, то у вас есть два варианта - либо сопротивляться, либо упасть. Я знаю членов своей фракции, мы всегда боремся.

Корреспондент: Но в Партии регионов нет по этому вопросу единства. Некоторые против подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Ефремов: Я не знаю членов партии, которые так говорят. Назовите фамилии.

Корреспондент: Вадим Колесниченко.

Ефремов: Это его точка зрения. У нас же не закрытый клуб. В процессе обсуждения имеется много точек зрения.

Вадим Колесниченко, народный депутат от Партии регионов: Для меня загадка, почему мы так бдим за евроинтеграционные пути. Вопросы честного правосудия, борьбы с коррупцией, повышения стандартов - это мы сами все должны решать. Евросоюз нам денег не дает. Технологии не дает, он будет нас использовать как инструмент, как площадку для развития своей сырьевой базы. Вот никто не может объяснить, почему, присоединившись к Европе, мы вдруг станем страной, где нет коррупции, взяточников и где высокие социальные стандарты.

Корреспондент: Но ваши соратники теперь думают иначе. Что с ними случилось?

Колесниченко: Внутри силы этот вопрос не обсуждался. Просто есть стандартный набор фраз, и мы его используем на протяжении 12 лет. Я не очень-то обольщался бы по поводу Евросоюза. Постоянно коррупционные скандалы сотрясают Европу.

Корреспондент: Идеального общества нет. Но там, в ЕС, коррупционные скандалы заканчиваются или тюремным заключением, или изгнанием из большой политики, а то и тем и другим.

Макеенко: Мы же видим, как живут российские чиновники. Поезжайте в Лондон. Поезжайте на Сардинию.

Корреспондент: Почему вы только сейчас прозрели? Так было и три года, и пять лет назад.

Макеенко: Все меняется, голосующее поколение подрастает, те, кому сегодня 18, - три года или пять лет назад им было 13-15 лет. Очень много студентов ездят по миру, обмениваются опытом. Подросло целое поколение. Вы посмотрите, где молодежь России, где молодежь Украины? Где они хотят учиться? Это неизбежный процесс.

Нельзя быть в политике таким прямым, как телеграфный столб. Нужно понимать тенденции, чувствовать ситуацию. У нас есть избиратели в Луганске, Севастополе. Нам будет тяжело сейчас там разговаривать. Мы тоже заложники ситуации. Выборы - это голоса избирателей. А люди хотят слышать то, что они хотят слышать.

Александр Голуб, народный депутат от КПУ: Партия регионов и Президент использовали пророссийскую риторику в избирательной кампании, когда нужно было получить голоса на востоке и на юге страны. Но она никогда не была сутью ни этой политической силы, ни, собственно говоря, Президента. По моему убеждению, европейский выбор - это выбор олигархов, у которых интересы и финансы лежат на Западе. Либо они по тем или иным причинам зависят от западных партнеров. И через Партию регионов, через Президента они стараются навязать свою волю стране.

Арсений Яценюк, глава депутатской фракции Батьківщини: Я думаю, что после последних действий Москвы крупный капитал тоже готов диверсифицироваться. Потому что ты не можешь продавать [свою продукцию] на те рынки, у которых нет правил, а есть только политическая составляющая.

Корреспондент: Треть всего украинского внешнего товарооборота приходится на Россию, а это $ 45,5 млрд по итогам прошлого года. Из России Украина получает газ, нефть, минералы, оборудование. Украина продает РФ продукцию химической, аграрной промышленности, машины, металлы. Представители крупного бизнеса боятся в один день потерять ключевой рынок, не получив ничего взамен.

Владимир Бойко, народный депутат от Партии регионов, почетный президент Мариупольского меткомбината им. Ильича: Какие там, в Европе, рынки? В Европе такой же кризис, как и у нас. Когда кризис закончится? Кто это может сказать?

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера: Наши промышленники, олигархи, хотят получить максимальную прибыль, не вкладывая ничего в производство. Евроинтеграция заставит их модернизировать предприятия. Сделать их конкурентоспособными. Они же ничего не хотят менять.

Наше правительство не просчитывает риски. Все зависит от того, кто управляет и как. Но это правительство может не выдержать ни тех ни других рисков - ни от Таможенного союза, ни от Европейского союза.

Яценюк: Риск связан с газом. В хранилищах Нафтогаза газа нет. Я полагаю, что Россия, как всегда, будет играть в “зимнюю войну”, потому что если мы не закачаем газ - а денег на его закачку нет, - то Россия будет обвинять Украину в несанкционированном отборе, будет с нами судиться, причем будет судиться и по предыдущему невыбранному газу [Газпром требует оштрафовать Нафтогаз на $ 7 млрд]. Более того, шансы выиграть у них не так уж и плохи.

И еще один риск - валютный курс. Они его искусственно держали 2,5 года. “Сожгли” $ 15 млрд резервов на то, чтобы удерживать курс, потому что считали, что это политическая цель. За политическую цель они заплатили очень большую экономическую цену, их ожидает принятие решения о девальвации. Москва точно так же сидит и считает. Они закрыли порядка четверти всего украинского экспорта в Россию. Сколько это уберет ВВП? Разные оценки, до 1,5%. Это огромнейшая цифра.

Они пока отпустят ситуацию. Они просто не в состоянии заменить украинские товары. Думаю, что Путин даст команду быстро заняться импортозамещением, а после подписания [Соглашения об] ассоциации с ЕС вообще все заблокирует. Это, конечно, жестко ударит по украинской экономике, и тут без кредита МВФ не обойтись.

Компенсаторов немного: кредитная поддержка МВФ и определенная помощь ЕС. Во-вторых, поступательное открытие рынков ЕС. И третий, очень важный компенсатор - деньги от бриксовских стран [Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР] начали “убегать”. Если мы подпишем Соглашение об ассоциации с ЕС, это будет очень хороший сигнал, шанс, чтобы часть денег, которые “убежали” с тех рынков, пришли сюда. Но одномоментных решений нет.

Устенко: На самом деле мы давно должны были сделать этот шаг. Еще 20 лет назад. Необходима реформа правосудия, реальные действия, что суды у нас будут вносить адекватные решения, а не за деньги. Облегчение для бизнеса. Для всего этого нужен год.

Корреспондент: Одна из самых сладких частей Соглашения об ассоциации - введение безвизового режима. В ст. 19 говорится: “Стороны обязуются принять последовательные шаги к установлению безвизового режима в соответствующий срок после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей”.

Павол Гамжик, посол Словакии в Украине: Я думаю, Евросоюз должен быть очень заинтересован в том, чтобы украинцы свободно перемещались по Европе. Мы можем говорить об ассоциации, о политике и т. д., но у каждого человека свои заботы, он на это не обращает внимания. Он должен поехать, посмотреть. Это [визовый режим] до определенной степени препятствие и, возможно, ошибка. Нужно открыть границы, и все. Я думаю, здесь поможет [ассоциация], чтобы не длился данный процесс три-пять лет. Мы можем с этим вопросом справиться через год-два. Но вы понимаете, все связано с политикой. Если договор подпишут, все ускорится.  

***   

Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 6 сентября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.          

СПЕЦТЕМА: Евромайдан: хроника событий
ТЕГИ: Украина-ЕСЯнуковичжурнал КорреспондентЕвроинтеграцияСоглашение об ассоциации
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии