UA
 

Корреспондент: Штурмовой предел. Как протесты перекинулись из Киева в регионы

Дмитрий Русин,  3 февраля 2014, 10:15
12
5016
Корреспондент: Штурмовой предел. Как протесты перекинулись из Киева в регионы
Фото: Reuters
5 тыс. митингующих в Черновцах вынудили милиционеров и губернатора Михаила Папиева покинуть здание обладминистрации

Кто и зачем перебросил силовой конфликт из Киева в регионы, где идут штурмы облгосадминистраци, разбирался Дмитрий Русин в № 4 журнала Корреспондент от 31 января 2014 года

Когда в начале года лидеры оппозиции с трибуны Евромайдана заявили о плане брать власть в регионах, создавать Народные Рады и формировать отряды самообороны на местах, многие сомневались в его успехе. Однако после массовой волны захватов зданий облгосадминистраций (ОГА) в Западной и Центральной Украине, а также попыток штурмов и пикетов на юге и востоке страны к плану оппозиции отнеслись серьезно даже ее противники. Шутка ли: одно дело - Львовская и Тернопольская области, где сторонники оппозиции всегда доминировали, и совсем другое - Днепропетровск и Запорожье, где нынешнюю власть всегда поддерживали.

“Волна захватов обладминистраций стала одной из главных причин начала переговоров Президента с оппозицией и главным аргументом оппозиционеров для удовлетворения их требований”, - считает замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.

Действительно: после того как вечером 19 января в Киеве на улице Грушевского развернулись боевые действия между радикальными протестующими и милицией, Виктор Янукович создал в Администрации Президента переговорную группу. Он лично включился в переговоры только 23 числа, когда три обладминистрации уже были захвачены, а манифестанты готовились к штурму остальных. Днем 26 января под контролем оппозиции находились 11 ОГА, две были в осаде, пять демонстранты собирались штурмовать, а возле четырех проходили пикеты.

Гости из столицы

Реакция МВД не заставила себя ждать: милиция возбудила уголовные дела по фактам захвата или попыток захвата администраций. При этом ведомство обвинило оппозицию в организованном подвозе радикально настроенных граждан.

“После противоправных акций они сразу перемещались в другие города и области”, - утверждают в МВД, отмечая, что такие действия прослеживались в Черкасской, Полтавской и Винницкой областях. Очевидцы событий вокруг Черкасской ОГА говорят, что первый штурм начался после того, как к площади подъехали два автобуса с молодыми людьми.

Милиция возбудила уголовные дела по фактам захвата или попыток захвата администраций

Комендант Майдана, депутат Андрей Парубий (Батьківщина) признался Корреспонденту, что люди с Майдана на самом деле ездили в регионы.

“Это была частная инициатива, решения о направлении людей Совет Майдана не принимал, - объясняет политик. - Организованно ездил только Автомайдан в Черкассы, но на их решения мы не влияем”.

Оппозиционные партии не отрицают, что помогали с организацией протестов, хотя отводят себе только направляющую роль.

“Люди действительно недовольны и сами выходили на протесты, а мы только привозили туда депутатов и местных активистов”, - говорит зампредседателя исполкома партии УДАР, народный депутат Владимир Куренной, координирующий работу с регионами.

В Партии регионов оппозицию обвиняют в покупке спортсменов для штурма администраций.

“Им платили по 900 грн., - утверждает депутат Олег Царев. - После разгона митинга арестованные начали давать показания, а в их телефонах сохранилась переписка с работодателями”.

О подкупе футбольных ультрас свидетельствует и депутат Дмитрий Святаш (Партия регионов) из Харькова, где штурмов и пикетов не было, но власти ожидают этого.

“Приехали в город 50 человек и платят харьковским фанатам, которых еще [бывший владелец клуба ФК Металист Александр] Ярославский собирал”, - рассказывает нардеп. По его оценкам, из 2 тыс. харьковских фанатов активных и готовых действовать только половина.

В партии Свобода не отрицают, что ультрас очень помогли протестам, но от подкупа фанатов открещиваются.

В партии Свобода не отрицают, что ультрас очень помогли протестам, но от подкупа фанатов открещиваются

“Многие из них - члены нашей партии или других националистических организаций, поэтому неудивительно, что они выступили на стороне национальной революции”, - объясняет замглавы ВО Свобода Андрей Мохник. По его словам, штурм в Черкассах начали именно местные ультрас. “Был момент, когда здание они уже захватили и звали внутрь остальных людей, но те отказались заходить”, - поясняет Мохник.

Акция и реакция

В основном Народные Рады формировались на собраниях граждан из числа общественных активистов и оппозиционных депутатов. Иногда, как это было во Львове и Ужгороде, решения принимались на сессиях облсоветов. Именно в последнем случае, по мнению директора Института развития территорий Юрия Ганущака, Рады можно считать легальными. Правда, их полномочия не такие уж и широкие.

“Законодательство позволяет создавать местным органам власти структуры для контроля над исполнительной властью, - говорит эксперт. - Если местная власть посчитает неправомерным решение исполнительной власти, то может его заблокировать, чтобы депутаты приняли окончательное решение”.

Оппозиция же надеется на получение Народными Радами всей полноты власти и называет их легитимными.

“Законодательство дает нам такое право - главное, чтобы собрания проводились с соблюдением норм: с организацией счетной комиссии, повесткой дня собрания, обсуждением вынесенных вопросов, голосованием”, - говорит Куренной, ссылаясь на пятую статью Конституции о праве народа на управление.

Власть считает иначе: там, где Народные Рады создавались на заседаниях облсоветов, областные прокуратуры опротестовали решения в судах. В других городах местные власти дали отпор силами милиции, иногда при активном содействии штатских.

Законодательство дает нам такое право - главное, чтобы собрания проводились с соблюдением норм: с организацией счетной комиссии, повесткой дня собрания, обсуждением вынесенных вопросов, голосованием

В ночь на понедельник были разогнаны протесты в Запорожье, Днепропетровске, Сумах и Черкассах с последующим арестом участников, активистов и тамошних оппозиционеров.

“Власти это нужно было сделать, чтобы укрепить свои позиции на переговорах с оппозицией, сохранить лицо в глазах сторонников и уменьшить давление зарубежных политиков, которое усилилось из-за выросшего масштаба протестов”, - полагает Голобуцкий.

По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, распространение протестов националистического характера на территории, где такие идеи не воспринимаются, несло угрозу их экспансии на восточные регионы.

“Этот ответ власти можно считать умеренным”, - заявил политолог Корреспонденту, отметив, что более жестким ответом Президента было бы освобождение ОГА также и в таких областях, как Винницкая и Хмельницкая, где позиции националистов не столь сильны.

Затишье перед бурей?

На момент сдачи номера между противоборствующими сторонами в регионах воцарилось перемирие. Стороны ждут результатов переговоров и надеются на разрешение кризиса, но набираются сил.

Оппозиция в проблемных регионах рассчитывает на поддержку людей, которые раньше не участвовали в протестах, но после силового разгона демонстрантов возмутятся и выйдут на улицы.

Власть же усиливает охрану и укрепляет оборону админзданий. В Черкассах на подступах к администрации заливают каток, в Днепропетровске пустили по периметру колючую проволоку, в Сумах, Одессе, Херсоне баррикадируют двери. Активно создаются отряды по охране порядка из гражданских лиц. Народные дружины, как называет их власть, собирают даже в Донецке, Луганске и Харькове, куда протесты не распространились.

Оппозиция отмечает, что это - последствие отсутствия милиции в регионах.

“Все стянуты в Киев”, - поясняет Мохник.

В Партии регионов это опровергают и говорят о достаточном количестве сил для охраны порядка.

“Дружины собираются для создания дополнительного стимула протестующим не штурмовать здания”, - утверждает Святаш.

Вариантов развития событий множество, и какой из них реализуется, зависит от результатов переговоров и от реакции на него людей на Майдане

Впрочем, и власть и оппозиция признают, что игра мускулами не лучший вариант решения проблемы. “От открытого конфликта пострадают все стороны, - уверен Владислав Лукьянов из Партии регионов. - Мы избежали силового сценария и должны решать все за столом переговоров”.

Как ситуация повернется дальше, однозначного прогноза эксперты не дают. Одни, как политолог Юрий Романенко, предполагают, что благодаря затянувшимся переговорам и перемирию в Киеве власть может перебросить часть сил на одну или несколько областей, чтобы освободить там администрации.

Другие, как Голобуцкий, считают, что после отставки Николая Азарова и. о. премьера Сергей Арбузов поведет более спокойную политику. Вариантов развития событий множество, и какой из них реализуется, зависит от результатов переговоров и от реакции на него людей на Майдане.

Тем временем в областях уже начались ссоры среди самих манифестантов. В Хмельницком митингующие начали протестовать против оппозиционеров, которые не пускают их в здание администрации погреться. Во Львове местная Свобода попыталась изгнать из ОГА часть манифестантов - представителей неформальной группы Народное сопротивление. А в Киеве свободовцы силой изгнали представителей организации Общее дело из зданий Минюста и МинАПК, которые те захватили без согласия Совета Майдана.

География бунта

Когда и как захватывали облгосадминистрации в регионах Украины

  • 22 января

Киев. Оппозиция заявила о создании альтернативного парламента - Народной Рады Украины - и призвала народ брать власть в свои руки и создавать такие же Рады в областях.

  • 23 января

Львов. Около 2.000 львовян пришли к ОГА и зашли в здание. Милиция сопротивления не оказывала. Областные депутаты вынудили губернатора Олега Сало написать заявление об отставке, которое тот отозвал на следующий день, сообщив, что писал его под давлением. Вход в здание забаррикадировали.

Ривне. Митингующие оккупировали здание облгосадминистрации, разбив стекло входных дверей. Милиция внутри здания применила газ, но после отступила. Захватчики забаррикадировались.

Тернополь. Протестующие захватили здание ОГА после незначительного сопротивления милиции.

Черкассы. Около 2.000 митингующих оттеснили милицию внутрь здания ОГА, разбили окна и двери, захватили первый этаж. После прибытия милицейского подкрепления протестующих разогнали. Задержано 58 человек.

  • 24 января

Ивано-Франковск. Около 1.500 манифестантов захватили ОГА. Милиция пыталась применять дымовые и газовые гранаты, однако ретировалась в здание. Протестующие выбили двери администрации, зашли внутрь и дали милиции выйти.

Луцк. Несколько сотен митингующих взяли в осаду Волынскую ОГА. Милиция выставила заслон, но до открытого конфликта не дошло. Глава облсовета Владимир Войтович и губернатор Борис Климчук написали заявления об отставке. От штурма здания отказались.

Хмельницкий. Несколько сотен демонстрантов захватили ОГА, не встретив сопротивления. Здание занимать не стали, но заблокировали его. Соседнее помещение горсовета было также захвачено повстанцами - там обустроили штаб и пункты обогрева.

Ужгород. Около 1.000 протестующих не стали штурмовать здание Закарпатской ОГА, но взяли его в осаду.

Черкассы. Повторная попытка штурма ОГА не удалась.

  • 25 января

Житомир. Митингующие смогли прорваться только в здание мэрии города. Попытки захвата ОГА не увенчались успехом - милиция плотно забаррикадировалась внутри. Здание взяли в осаду.

Винница. Группа молодых людей ворвалась в здание ОГА и вытеснила оттуда милицию. Во время штурма в ход пошли газ, огнетушители и тяжелые предметы.

Полтава. Митингующие выломали двери в ОГА и зашли в помещение. После переговоров милиция отступила.

Черновцы. Около 5.000 митингующих осадили здание ОГА, где забаррикадировалась милиция. Позже силовики вместе с губернатором Михаилом Папиевым и работниками ОГА покинули помещение, а манифестанты заняли его.

Чернигов. Около 1.000 человек осадили ОГА, но из-за большого количества милиции внутри захватить его не смогли. Здание взяли в осаду.

  • 26 января

Запорожье. Около 10.000 повстанцев провели безуспешную попытку штурма ОГА. На защиту здания встали милиция и молодые люди в штатском. В ответ на попытку штурма митинг Евромайдана был разогнан.

Николаев. Около 300 сторонников Правого сектора намеревались штурмом взять ОГА, но отказались от своих планов из-за численного перевеса противников - милиции и примерно 600 участников провластного митинга.

Сумы. Около 4.000 протестующих смогли прорваться в здание ОГА через баррикады милиции. Им дали занять только первый этаж, а после прихода дополнительных сил милиции разогнали. Арестованы более 20 человек.

Черкассы. Очередная попытка штурма при помощи столичного Автомайдана закончилась разгоном и арестом 50 человек.

  • 27 января

Чернигов. Около 2.000 митингующих зашли в ОГА, не встретив сопротивления, хотя днем ранее активисты столкнулись с заслоном милиции. После проведения заседания облсовета, где приняли заявление о ситуации в стране, манифестанты, соблюдая договоренности с администрацией, покинули здание.

  • 28 января

Ужгород. Депутаты Закарпатья провели внеочередное заседание и создали Народную Раду. 

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 31 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Евромайдан: хроника событий
ТЕГИ: журнал КорреспондентпротестыЕвромайдан
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии