Руководитель Белорусской аналитической мастерской в Варшаве (BAW) Андрей Вардомацкий рассказал в интервью DW о взаимосвязи украинских событий и будущего стран СНГ.
Одним из направлений социсследования Белорусской аналитической мастерской (BAW) в Варшаве, презентация которого состоялась на этой неделе в столице Польши, среди прочих была тема "Воздействие украинских событий на будущее СНГ и Беларуси в частности". По мнению руководителя проекта, профессора социологии Варшавского университета Андрея Вардомацкого, развитие ситуации на постсоветском пространстве находится в прямой зависимости от исхода Майдана.
DW: Как в общественном сознании жителей Беларуси и других стран СНГ преломляется развитие ситуации в Украине?
Андрей Вардомацкий: Украинские события - это пока процесс, весьма далекий от окончания, а результат, надо полагать, мы увидим еще не скоро. Поэтому сейчас можно говорить только о сиюминутной реакции большей части общества - реакции на сам процесс. Она такова, что люди боятся нестабильности, которую видят на Украине.
На нынешнем этапе я бы выделил три момента отношения общественного мнения к "майданной ситуации" на основе исследований за 2013 год BAW в Беларуси, но отмечу, общество в других странах СНГ примерно так же воспринимает и оценивает события на Майдане. Во-первых, подчеркну, что уровень информированности о происходящем очень высок - до 90 процентов знают, что на Украине происходит нечто очень серьезное. Для общественных событий такое число осведомленных - это колоссальный процент.
Во-вторых, что касается "одобрения-неодобрения" действий протестующих - почти столько же выступают за, сколько и против. Это является классическим примером раскола в обществе, и в то же время говорит о высоком уровне сформированности общественного мнения, так как количество не определивших свое отношение невелико. И третий момент - это негативная реакция на высокую степень неустойчивости ситуации на Украине.
- Насколько может измениться оценка украинских событий в случае победы Майдана?
- Если Майдан победит, опьяняющий аромат свободы разойдется в обществе очень быстро и может послужить очень сильным детонатором для перемен. Такого исхода режимы в постсоветских странах серьезно опасаются. В Беларуси, например, в милицию забирали даже тех, кто приходил к посольству Украины со свечами почтить память погибших в Киеве. Можно вспомнить также усиление давления на гражданское общество и СМИ в России.
Конечно, все зависит от конкретного соотношения сил на Украине в определенный момент, и пока неизвестно, чем все закончится. Но если изменения там станут возможными, они послужат переменам в поведении на постсоветском пространстве как оппозиционно настроенной части общества, так и элит, которые сейчас не имеют финансово-капиталистических и политических возможностей для самореализации в своих странах. Элиты, в том числе и российские, увидят для себя новые перспективы для переструктурирования политического поля и захотят повторить сценарий перемен.
Причем это будет происходить на фоне восприятия обществом снижения возможностей Путина, который сейчас представляется как всемогущий постсоветский интегратор, формирующий по своим лекалам политические пространства окружающих стран. Так что развитие событий на Украине является энергетической точкой прорыва существующей ситуации.
- Захочет ли изменений все общество в Беларуси и других странах СНГ? Ведь итоги социсследования BAW указывают на раскол общественного восприятия событий на Майдане, на негативную реакцию на нестабильность и неготовность общества к массовым протестам?
- Следует разделять два разных характера общественной реакции на "майданную" ситуацию - на этапе процесса, сиюминутную, негативную, о которой я уже упоминал, а также реакцию на этапе результата. В первом случае, мы видим, что общество переживает за события на Украине и испытывает психологическое неприятие тех трудностей, которые показывает ТВ - бои на улицах, потери с обеих сторон, страдания. Люди этого не хотят, поэтому существует такое отстраненно настороженное отношение.
Но когда определится результат, то реакция - отношение, оценка происходящего, и степень готовности общества к переменам изменятся. Это также, как в случае с родами, которые представляют тяжелое зрелище, но красивый малыш потом радует всех.