Корреспондент.net начинает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В январской статье за 2004-й год мы вспомним, как взяв городскую власть в Мукачево, партия СДПУ(о) хотела распространить свое влияние на всю Закарпатскую область.
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
На протяжении всего прошлого года новости из закарпатского Мукачево напоминали сводку боевых действий или сериал о сицилийской мафии: “бросили гранату в дом депутата горсовета”, “дважды подожгли дом судьи”, “выломали двери в мэрии”. Сразу после Нового года этот город вновь оказался в лентах новостей – 9 января произошла смена власти.
Исполняющий обязанности мэра Мирослав Опачко, член СДПУ(о), уволил замов бывшего городского головы Василия Петьовки и назначил на эти посты своих людей. Горсовет, до недавнего поддерживавший Петьовку, неожиданно поменял свою позицию и перешел на сторону Опачко.
Социал-демократы утверждают, что сторонники Виктора Ющенко – Василий Петьовка и его двоюродный брат Виктор Балога, в прошлом мэр Мукачево и губернатор Закарпатья, являются основателями крупной мукачевской фирмы Барва. Якобы эта фирма монополизировала все сферы бизнеса в городе: торговлю спиртным и нефтепродуктами, автоперевозки, строительство и сферу услуг. “Дошли до того, что в коммерческих целях оформили на 50 лет аренду Мукачевского замка – национального достояния страны. Только на последней сессии горсовета из 19 решений 17 приняли в пользу Барвы. Но теперь мы наконец освободились от этой фирмы”, – не скрывает торжества Василий Мангур, секретарь Мукачевского комитета СДПУ(о).
Большинство по-мукачевски
Настоящая война между блоком Наша Украина (НУ) и СДПУ(о) в Мукачево разразилась после выборов местного головы. Виктор Балога, который в марте 2002 года одновременно выиграл мандаты мукачевского головы и народного депутата, предпочел работу в парламенте.
На новых выборах 29 июня 2003 года победил кандидат от НУ Василий Петьовка, за которого проголосовало 49,9% избирателей. Его соперник, поддерживаемый СДПУ(о) Эрнест Нусер, получил 41,5% голосов. И хотя один из львовских судов отменил результаты выборов, горизбирком подтвердил свое решение о победе Петьовки, а мукачевский городской суд утвердил его мэром.
По мнению местных экспертов, на стороне Василия Петьовки были горсовет, поддержка НУ и финансовая мощь одной из крупнейших компаний в области. На стороне СДПУ(о) – силовые структуры области и города, а также, как оказалось потом, власть в Киеве.
Накануне Нового года в мукачевские события вмешался Президент Леонид Кучма. 25 декабря 2003 года он издал указ, которым поручал Минюсту проследить за выполнением решения львовского суда, а до избрания нового мэра выполнять его обязанности глава государства назначил Мирослава Опачко, члена СДПУ(о) и зампредседателя Закарпатской обладминистрации.
29 декабря горсовет Мукачево признал незаконным президентский указ. На улицах Мукачево прошел пятитысячный митинг сторонников Петьовки. В свою очередь представители власти во главе с Опачко заняли мэрию. Милиция не пустила в Ратушу даже народных депутатов, приехавших поддержать Петьовку. Таким образом, пропрезидентским силам удалось переломить ситуацию, а партия алой розы все-таки получила власть в городе.
Нина Карпачева, уполномоченный Верховной Рады по правам человека, попросила Конституционный суд (КС) дать оценку соответствия указа Президента Основному закону. Указ действует до решения КС. В силе остается и решение уже распущенного избиркома провести перевыборы мэра 18 апреля 2004 года. А пока НУ и СДПУ(о) упрекают друг друга в нарушениях закона.
Василий Петьовка обвиняет оппонентов в силовом давлении на депутатов горсовета. “Опальных депутатов вызывали к следователям и городскому милицейскому начальству якобы на пять минут для собеседования, – рассказывает он. – А держали целый день, угрожая запереть в СИЗО. Делалось все, чтобы депутаты проголосовали за решения, нужные Опачко”.
Факты давления косвенно подтверждают местные журналисты, отмечая, что после выборов начались проверки бюджетных организаций, а также фирм, которые поддерживали Петьовку со стороны Контрольно-ревизионного управления, налоговой инспекции, милиции. “Ничего существенного не нашли, поэтому на помощь призвали киевскую власть. Появился указ Президента, – излагает свою версию событий Юрий Клованич, главный редактор областной газеты Старый Замок. – Чтобы провести кадровые замены в мэрии, оставалось создать в горсовете большинство, не хватало всего девяти-десяти голосов. Во время праздников власть обработала депутатов, в основном податливых бюджетников, и к 9 января получила лояльное большинство”.
Мирослав Опачко, которого Петьовка обвиняет в терроре, комментировать ситуацию отказался. Но представитель СДПУ(о) Василий Мангур отрицает, что большинство в горсовете формировалось силой. “5 января депутаты приходили на встречу с Опачко, Нусером и замами главы облгосадминистрации, – уверяет он. – Власть убедила депутатов поддержать указ. О давлении силовых органов на депутатов ничего не знаю. В репрессиях просто не было необходимости”.
Старая вражда
Причины конфликтов в политике часто лежат в экономической плоскости. Но Василий Мангур утверждает, что среди местных предпринимателей нет членов СДПУ(о). Поэтому и бизнес-конфликтов у партии с группой Балоги-Петьовки нет. Василий Петьовка тоже отрицает экономическую подоплеку конфликта, хотя фирма Барва достаточно привлекательна: ее ежемесячный оборот оставляет $ 15 млн.
Не секрет также и давнее намерение социал-демократов заполучить Закарпатье в качестве электорального ресурса. В 1998 году партия набрала в области больше всех голосов – 31,2%. Народный Рух стал вторым с 7,2%. Но уже через четыре года ситуация кардинально изменилась – на парламентских выборах в 2002 году СДПУ(о) потерпела поражение от НУ, которая набрала 36,5% голосов, в то время как эсдеки 13,9%.
Убедительная победа в Закарпатье значительно увеличивает шансы партии преодолеть 4%-й барьер в парламент. “В СДПУ(о) поняли, что наш народ, в отличие от галичан, покладистый. Здесь испокон веков жили под чужой властью – монголо-татарами, мадьярами, австро-венграми, чехами, фашистами, советами и привыкли подчиняться. Вот и Медведчук решил, что у него здесь будет электоральный ресурс. По области осталось только два города, еще неподвластных СДПУ(о) – Мукачево и Хуст. Поэтому победа в Мукачево так нужна эсдэкам”, – утверждает Клованич.
Возможно, войну подогревает и личный конфликт Виктора Балоги и Виктора Медведчука. В 1998 году Балога стал мэром Мукачево, пребывая в рядах СДПУ(о). А в 1999 году при содействии партии его продвинули в главы Закарпатской обладминистрации. “Областью вручную руководили Виктор Медведчук и его окружение, и губернатор вынужден был стать их марионеткой, – рассказывает Клованич. – Однажды терпение Балоги лопнуло. Думаю, конфликт начался вокруг вывоза леса, транзитных перевозок, минеральных вод, курортного бизнеса”.
В то же время Балога начал сближаться с Виктором Ющенко. Сотрудничество наметилось еще весной 2001 года, когда во время наводнения премьер Ющенко помогал Закарпатью. Позже Балога вошел в блок Наша Украина. В 2001 году Медведчук признал, что это он рекомендовал Балогу на должность губернатора, но пообещал, что ошибку исправит.
Обещание Медведчук выполнил – добился замены Балоги после смещения Ющенко с поста премьера. “Эта история показывает, что из-за неприязни между Балогой и Медведчуком речь идет не только о политической ликвидации Балоги, но и уничтожении его бизнеса в Закарпатье. Если эсдеки выиграют войну в Мукачево, они переключат на себя финансовые потоки и подчинят весь городской бизнес. Это может произойти уже скоро”, – подводит итог Юрий Клованич.
***
Этот материал опубликован в №1 журнала Корреспондент от 17 января 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.