Новоиспеченному президенту Украины легкой жизни не обещают.
Избранный в первом туре президентом Украины Петр Порошенко тут же попал в центр внимания мировых СМИ на Западе и на Востоке.
Корреспондент.net разбирался, что пишут о новоиспеченном главе государства в мире.
The Wall Street Journal (США)
Масштаб победы Петра Порошенко – это отражение уровня тревоги и зрелости украинского электората. 48-летний «шоколадный магнат» и бывший министр был одним из наиболее важных членов политическо-олигархического комплекса, против которого украинцы восстали в прошлом году. Однако он поддержал февральскую революцию и предложил те навыки и опыт, которые нужны украинцам в это кризисное время.
Масштаб победы Петра Порошенко – это отражение уровня тревоги и зрелости украинского электората.
Новому украинскому правительству придется нелегко и без этой медленной войны.
Украинская экономика в этом году сократится на 5%. Страна столкнется с более высокими ценами на электроэнергию. Это повлечет за собой риск общественных волнений, которыми Путин, возможно, попытается воспользоваться. Россия хочет расширить свою сферу влияния в Европе и превратить Украину в еще одну авторитарную сатрапию. Воскресное голосование продемонстрировало, что украинцы хотят присоединиться к Западу, при этом мирно сосуществуя рядом с Россией. Моральная задача Запада – поддержать этот выбор.
Хуаньцю шибао (Китай)
По своим политическим взглядам Петр Порошенко близок к Западу, он один из наиболее успешных украинских бизнесменов, однако львиная доля его бизнеса находится в России. Он воплощает надежды большей части украинского общества на то, что Украина станет частью Европы, страной с развитой экономикой, в то же время избежав разрыва отношений с Россией. Он вряд ли может разрешить каждую из стоящих перед ним проблем, однако если ему удастся понизить градус борьбы, разделяющей Украину, и поспособствовать созданию системы, способной принять во внимание самые разные требования, то время его правления войдет в анналы украинской истории.
Если ему удастся вывести Украину из кризиса, то уважение к нему со стороны мировой общественности вырастет многократно.
У Петра Порошенко за плечами опыт огромного коммерческого успеха. По крайней мере, он ответит на один давно снедавший людей вопрос: что сложнее, построить торговую империю — или же управлять государством? Если ему удастся вывести Украину из кризиса, то уважение к нему со стороны мировой общественности вырастет многократно.
The National Interest (США)
Выступая со сцены и делая заявления, Петр Порошенко и другие политики обещают то же самое. Кто-то даже проявляет завидное проворство, находя баланс между примирением с русскоязычным юго-востоком и усилением единой национальной идентичности Украины. Но ни активисты Майдана, ни силы самообороны, которые со временем вернутся из Донбасса в Киев, не верят этим обещаниям.
Трудно понять, каким образом будущее правительство в Киеве, состоящее из таких фигур, сможет завоевать доверие ветеранов Майдана.
Главные фигуры, такие как Петр Порошенко, Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк, считаются остатками прежнего режима, поскольку хорошо известно, что они обладали личным богатством и привилегиями, находясь во власти и не находясь в ней. Трудно понять, каким образом будущее правительство в Киеве, состоящее из таких фигур, сможет завоевать доверие ветеранов Майдана или договориться с юго-восточными сепаратистами, сочувствующими им людьми и российскими интервенционистами, отвергающими легитимность украинского государства как такового. А уж тем более, как ему удастся примириться одновременно и с теми, и с другими.
Так что добро пожаловать обратно в коридоры власти, господин Порошенко, и удачи вам. Если вы почувствуете, что вокруг вас рушатся стены, значит, так оно и есть. А если в конце этого тоннеля и есть какой-то свет, то он очень тусклый и очень далекий.
Haqqin.az (Азербайджан)
Петр Порошенко никогда не был на первых ролях. Он создавал политические партии, но его оттесняли в них на второй план. Он был одним из самых активных сторонников Виктора Ющенко и рассчитывал на пост премьера – но пост премьера достался Юлии Тимошенко, а попытка создать параллельный центр влияния в СНБО завершилась кризисом.
Он пытался сохранить свое место во власти после победы Виктора Януковича, но у него отобрали портфель министра иностранных дел, а должность министра экономики еще раз показала ему, что настоящая экономика в руках президентских земляков. Он решился поддержать Майдан – рискованный шаг для предпринимателя во времена взбесившегося президентского семейства – но три оппозиционных лидера постоянно оттесняли его на второй план. Казалось бы, какие шансы на успех? А элементарные. Когда рухнула система, украинцам понадобился тот, кто не был в этой системе на первых ролях, ни во власти, ни в оппозиции - и вместе с тем выглядел бы профессионалом.
Он выступает за досрочные парламентские выборы, но эти выборы неосуществимы без взаимопонимания элит.
Но этот свой профессионализм Петру Порошенко придется демонстрировать в совершенно новых условиях. Он – президент парламентской республики и ему необходимо будет найти вектор взаимодействия с Верховной радой и правительством и при этом учитывать возрастающее давление общества на власть. Он выступает за досрочные парламентские выборы, но эти выборы неосуществимы без взаимопонимания элит.
Slate.fr (Франция)
Его называют неуравновешенным, злопамятным и задиристым человеком. Во время службы в армии он подрался с четырьмя сослуживцами, после чего его перевели в далекий Казахстан.
<…> До начала кризиса 40% бизнеса нового президента Украины приходилось на Россию, с которой у него есть и культурные связи. Он - православный христианин и прихожанин Московского патриархата (а не киевского), который участвовал во множестве встреч в монастырях по ту сторону границы.
До начала кризиса 40% бизнеса нового президента Украины приходилось на Россию, с которой у него есть и культурные связи.
<…> Петру Порошенко удалось чудесным образом оказаться новым человеком посреди сторонников беглого президента, бывших лидеров оранжевой революции и тех, кто подписал 21 февраля отвергнутый Майданом компромисс с Виктором Януковичем. Подкупает и простота его программы: он предлагает сделать для Украины то, что сделал для своего предприятия.
The Washington Post (США)
В немалой степени благодаря российской агрессии олигархи, против которых наряду с президентом-бандитом Виктором Януковичем были направлены протесты Майдана, после революции еще больше укрепили свои позиции. Трое из них стали фактическими губернаторами восточных областей, в которых Россия провоцирует вооруженный мятеж. Двое создали свои собственные отряды боевиков для борьбы с промосковскими сепаратистскими движениями.
Петр Порошенко придет к власти благодаря этим людям, чье хищническое разграбление украинского государства и привело к созданию той экономической неразберихи, с которой должно покончить новое правительство.
Петр Порошенко придет к власти благодаря этим людям, чье хищническое разграбление украинского государства и привело к созданию той экономической неразберихи, с которой должно покончить новое правительство. Он также обязан таинственной фигуре Дмитрия Фирташа, который сколотил целое состояние на газовых сделках между Россией и Украиной, и против которого в США возбуждено уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Дмитрий Фирташ поддержал Петра Порошенко и, как сообщается, помог ему в достижении договоренности с одним из его главных конкурентов, который после этого вышел из президентской гонки (хотя штаб кандидата это отрицает). Дмитрий Фирташ также близок к российскому президенту Владимиру Путину.
Сможет ли Петр Порошенко обуздать олигархов? Долгие годы многие из них наживались на дешевой энергии, на высокодоходных и непрозрачных закупочных контрактах и на доступе к неконкурентным российским рынкам. Последнего Владимир Путин может их лишить (он уже заблокировал поставку кондитерской продукции Петра Порошенко), а Запад требует провести реформы по всему остальному. Прошлые правительства, а Петр Порошенко работал в трех из них, неизменно увиливали от МВФ и заключали тайные сделки с Путиным.
Deutsche Welle (Германия)
<…> Большие надежды связывают с фигурой Петра Порошенко и немецкие деловые круги. Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер обращает внимание не только на знания и опыт работы Петра Порошенко в правительствах Украины различного состава, но и на хорошие связи предпринимателя в странах ЕС, его участие в различных международных конференциях.
Он человек, на которого можно положиться.
"Так что он человек, на которого можно положиться. Немецкий же бизнес теперь надеется на стабилизацию и нормализацию ситуации в Украине", - говорит он.