BBC Україна на русском,
2 июля 2014, 11:40
Что происходило на Донбассе до начала вооруженного конфликта? Какие процессы предшествовали превращению этого рабочего региона в горячую точку на карте Европе? Эти вопросы не давали покоя Валерии Мироненко - молодой фотохудожнице из Алчевска.
Три года назад она переехала жить в Северную Америку, но на Донбассе осталась ее семья, и она часто возвращается домой. Во время таких посещений у Валерии и возникла идея зафиксировать жизнь на востоке Украины такой, как она есть, ведь много интересных деталей удалось разглядеть именно с расстояния.
Так она создала целый проект. Глядя на эти снимки, люди часто жалуются, что они будто бы были сняты много лет назад, но автор отвечает, что на самом деле большинство фото сделала прошлым летом.
Все из-за того, что Донбасс, по ее словам, словно застыл в советской эпохе - за 20 лет там почти ничего не изменилось, особенно если говорить о рабочих поселениях, как Алчевск и Первомайск.
На фотографиях Валерии много людей старшего возраста. Она объясняет это тем, что много молодежи действительно пытается уехать в большие города, где заработать на жизнь можно не только физическим трудом.
К тому же, пожилые люди, по убеждению фотохудожницы - самые активные жители региона. Они ходят на выборы, активно участвуют в митингах, следят за новостями. Поэтому получается, что судьбу Донбасса в основном решает поколение, родившееся в 50-60 годах прошлого века, говорит Валерия.
На снимке вверху - дом одной алчевской бабушки. Валерия общалась с такими, как она, готовя фотопроект о ветеранах. Рассказывает, что в основном такие люди живут бедно - бабушка предложила гостье чаю, но оказалось, что сахара у нее дома нет.
Надписи ручкой на обоях - это номера телефонов. Бабушка - единственная, у кого в подъезде все еще есть телефон, поэтому соседи приходят к ней, когда нужно вызвать скорую или позвонить кому-то, и оставляют нужные цифры прямо на стене.
Эти квартиры давно не видели ремонта и новой мебели. Жилье этого мужчины "украшено" газетами и рекламными буклетами, окна закрыты древесиной, чтобы было теплее - зимы на Донбассе, хотя и в основном без снега, но холодные.
Наверное, когда-то это было самое красивое здание в Алчевске. Многозальный кинотеатр, построенный немецкими пленными после Второй мировой, имел свою "изюминку" - в центральном зале висел огромный портрет Сталина, который создавал иллюзию, будто советский правитель спускается по лестнице. Сейчас кинотеатр в аварийном состоянии и не работает. Но сторож здания до сих пор убежден, что народу нужна "сильная рука", как у Сталина.
Такой руки хотят многие на Донбассе, рассказывает Валерия, и многие из них в качестве примера желаемого видят Владимира Путина.
Киоски, по убеждению автора, являются еще одной чертой городов, напоминающей об их советском прошлом. Торговля и малый бизнес на Донбассе менее развиты, чем, например, на западе Украины, заметила она. По ее словам, большинство людей работают в "секторе на зарплате".
В этом, по ее словам, настоящая разница между жителями востока и запада Украины: в отличие от большинства надуманных поводов для вражды, люди действительно по-разному зарабатывают деньги, они окружены различными картинами повседневной жизни.
Каждая железнодорожная станция на Донбассе - это завод и поселение, возникшее вокруг него. Поражают масштабы этих советских гигантов, иногда больше города. В США или Канаде таких заводов не найти, говорит Валерия, которая в последнее время жила в основном в этих странах.
Многие площади этих гигантских сооружений перестали использовать, а когда завод останавливается полностью - город вблизи него понемногу вымирает. Даже задержка с зарплатой на таком предприятии внезапно становится ощутимой для всех жителей. Несмотря на прочные стальные опоры, это очень хрупкий организм.
Когда завод останавливается, людям не остается ничего другого, кроме как пойти работать на "копанку". Если посмотреть на Донбасс из космоса, то такими нелегальными шахтами, как лунными кратерами, он вскопан весь. Большинство из них расположены далеко в степи.
Побывав у такого отверстия в породе, сначала трудно поверить, что для людей это просто вход на работу, делится впечатлениями фотохудожница: "Ты садишься и едешь неизвестно куда".
С помощью автомобиля человека спускают в шахту - за породой. "Москвич" - это роскошь, говорит Валерия, обычно для этого используют двигатель от мотоцикла. Здесь даже существует собственный "профессиональный язык": дважды дернуть за трос - ванна полная угля, трижды - "перекур". Так общаются между собой тот, кто на поверхности, и тот, кто под землей.
Но работать на копанке, по словам горняков, все равно лучше, чем на шахте: во-первых, не надо платить взятки, чтобы устроиться; во-вторых - зарплату платят ежедневно. К тому же, работать приходится намного ближе к поверхности.
Шахты Донбасса - действительно страшное место. Их глубина нередко достигает километра. Опустившись, еще 5-7 километров надо идти к месту выработки, неся на себе оборудование. Единственный свет вокруг - это фонарики, закрепленные на головах шахтеров. А потом - лезть в выработку всего 80 сантиметров высотой. И так каждый день...
Бывает, что этот уголь не покидает пределов склада, поскольку его стоимость из-за такой тяжелой работы людей становится слишком высокой, говорит Валерия. Большинство оборудования на шахтах давно устарело, и чтобы продолжить работу, его нужно немедленно модернизировать.
Но еще страшнее, чем в шахте - в доменной печи. Поскольку в шахте тихо, а в печи реки раскаленного чугуна, все стучит - рассказывают рабочие. Печь на фото - одна из крупнейших в бывшем СССР. Когда находишься внутри, лицо буквально обжигает, рассказала автор снимков.
Коксохимический завод в Алчевске - еще более опасное предприятие. Здоровью, помимо всего прочего, вредит еще и радиация. Однако его рабочие получают доплаты, жилье.
Валерия Мироненко рассказывает, что приход Евросоюза на эти земли в сознании людей означает конец всему. Они боятся, что их предприятия больше не будут соответствовать стандартам, что "все отберут", и будет нечем кормить жену и детей. Именно поэтому, по ее словам, Майдан на Донбассе видели как проблему, которая помешала их покою.
Хотя жизнь на Донбассе и демонстрирует его жителям непростые картины, в них они видят собственную стабильность, которую так ценят в регионе, добавляет фотохудожница.
Все снимки - Валерии Мироненко. Текст - Валерии Мироненко и Романа Лебедя.
Источник: ВВС Україна