Русская служба Deutsche Welle,
18 июля 2014, 17:05
До сих пор высота 10 тысяч метров считалась безопасной для гражданских самолетов. Случай с "Боингом" "Малайзийских авиалиний" может изменить это мнение, считает эксперт по авиации.
Последствия трагедии "Боинга-777" "Малайзийских авиалиний" могут быть значительными для всех международных авиакомпаний. Возможно, теперь они будут гораздо осторожнее и станут избегать того, чтобы их лайнеры летали над горячими точками, даже если воздушные маршруты над ними не закрыты для полетов. Ведь еще никогда прежде опасность на такой высоте не исходила от нерегулярных вооруженных формирований, отметил в интервью DW эксперт по гражданской авиации Хайнрих Гросбонгарт (Heinrich Großbongardt) из компании Expairtise Communications GmbH, находящейся в Гамбурге.
DW: Над зоной конфликта в восточной Украине в последние месяцы повстанцы несколько раз сбивали военные самолеты украинских вооруженных сил. Несмотря на это на протяжении последних месяцев гражданские самолеты продолжали летать над этой территорией. Высота в 10 тысяч метров считалась безопасной?
Хайнрих Гросбонгарт: До сегодняшнего дня такая высота считалась безопасной. Украинские военные самолеты, которые были сбиты, летали не на такой большой высоте. Воздушное пространство для гражданских авиасудов над Украиной все это время оставалось открытым. Ведущие поставщики вооружений - будь то американцы или россияне - до сих пор очень внимательно следили за тем, чтобы системы ПВО, которые могут быть опасны для гражданских лайнеров, не попадали в руки тех или иных повстанцев.
- Некоторые североамериканские авиалинии уже с апреля не летают над восточной Украиной. Не было ли халатностью со стороны других авиаперевозчиков продолжать выполнять рейсы через эту территорию?
- Нет, это не было халатностью. Вероятно, что регулятор в США выдал им соответствующее предупреждение. Но за Европу отвечают европейские регуляторы, у которых свой многолетний опыт. До сих пор гражданские самолеты на таких высотах становились жертвами действий только регулярных армий, как, например, сбитый в СССР в 1980-х годах корейский "Боинг" или иранский "Аэробус" A300, в который над Персидским заливом была пущена ракета с американского фрегата. У армий есть такое оружие, у повстанцев до сих пор не было.
- Есть ли шансы у пилота пассажирского самолета понять, что управляемая им машина стала мишенью ракетного удара?
- Никаких шансов. Системы предупреждения ракетных ударов есть на борту военных самолетов и лайнеров, которые, как считается, могут стать жертвами атаки, например, те, в которых летают главы государств. У обычных пассажирских судов такие системы не установлены.
- Ракеты летят так быстро, что как-то среагировать невозможно?
- Да, это бесперспективно, гражданские лайнеры слишком медленные для этого.