Корреспондент.net,
8 сентября 2014, 15:28
Война станет ключевой темой предвыборной агитации всех политических сил. Кто и как будет её эксплуатировать, спрашивает Дмитрий Русин в материале, опубликованном в №35 журнала Корреспондент от 5 сентября 2014 года.
Сообщение Администрации Президента Украины о договорённостях с лидером РФ Владимиром Путиным о прекращении постоянного огня появилось в день вёрстки номера. Однако последовавшие уточнение АП и комментарий Кремля дают основания считать, что мир наступит ещё не скоро.
«Война всегда была ключевой темой любого человека — сначала она, потом всё остальное. В избирательной кампании тем более, и для политиков она становится основной», —выражает общее мнение всех политтехнологов директор агентства Гайдай.Ком Сергей Гайдай.
Воины власти
Блок Петра Порошенко находится в самой трудной ситуации. С одной стороны, их лидер во время президентской избирательной кампании уже дал много обещаний об урегулировании ситуации на востоке и за их выполнение придется отвечать. И этим обязательно воспользуются оппоненты.С другой стороны, членам блока одновременно придётся говорить и о военной кампании, и о мирном урегулировании конфликта.
Впрочем, в блоке пока больших проблем не видят.
«Пётр Алексеевич [Порошенко] ведь не давал обещаний конкретных сроков, да и времени на их выполнение практически не было», — говорит один из кандидатов, получивших место в проходной части списка.
К тому же усиление российского присутствия в зоне боевых действий дает им возможность уже говорить не о подавлении террористов, а о сдерживании российской агрессии.
«Это же совсем новые вызовы», — отмечает собеседник.
Невыполненные обещания Президента пока большой угрозы ему и его политической силе не несут.
«При всём недовольстве и очевидности, что эффективных действий с его приходом нет, понимание [людьми того], что только он сейчас может исправить ситуацию, будет давать ему преимущество на выборах», — считает Гайдай.
Политолог Владимир Фесенко: В обществе сейчас есть две крайности: победа до конца и мир любой ценой
«В обществе сейчас есть две крайности: победа до конца и мир любой ценой», — констатирует директор центра Пента Владимир Фесенко.
Правда, в президентском окружении вряд ли будут говорить о прекращении войны и полном перемирии — скорее это будет дискуссия о том, как поступать с востоком мирными методами, о чём можно договариваться, на какие уступки идти.
Эксперты подчёркивают, что из-за нестабильной ситуации на востоке настроения общества сильно и кардинально меняются в короткие сроки, что может отразиться на всей риторике избирательной кампании. Поэтому акценты и элементы кампании будут меняться на ходу.
И умные, и красивые
Премьер Арсений Яценюк и председатель Верховной Рады Александр Турчинов, которые, судя по всему, пойдут на выборы отдельной партией, может быть, и хотели занять более миролюбивую нишу, но тоже будут вынуждены встать на сторону партии войны.
«Наличие в их команде «ястребов» [главы МВД Арсена] Авакова и [экс-главы АП Сергея] Пашинского будет определять их поведение на выборах, и Яценюк вряд ли рискнёт говорить о мире», — считает директор Центра украинской политики Контантин Бондаренко.
Впрочем, не исключено, что сам Яценюк сосредоточится на тезисах о сохранении украинской экономики в условиях военного кризиса.
Из парламентских партий дальше всех пошла Свобода, отправив семь своих депутатов в зону АТО в составе добровольческого батальона Січ. Такой шаг националисткой политсилы эксперты восприняли скептически.
«Конкурировать с Правым сектором в дееспособности и в радикальности с [Олегом] Ляшко им будет очень сложно», — считает Бондаренко.
К тому же известные участники АТО будут чуть ли не во всех политических партиях, что существенно снижает ценность этого ноу-хау, считает Фесенко.
Юлия Тимошенко поведёт свою Батьківщину под лозунгами войны, но критикуя Президента.
«У неё троцкистская позиция: ни мира, ни войны. Она будет за войну, но будет критиковать Порошенко за отсутствие мира», — уверен Бондаренко.
Критике со стороны Тимошенко подвергнется и любая мирная договорённость главы государства, полагает Фесенко, хотя на месте Порошенко она, возможно, уже заключила бы мир с Путиным.
Инициативу Батьківщини провести референдум о вступлении в НАТО одновременно с выборами эксперты расценивают как голый популизм
Инициативу Батьківщини провести референдум о вступлении в НАТО одновременно с выборами эксперты расценивают как голый популизм. С одной стороны, на его подготовку уже нет времени, с другой — в случае его проведения Кремль может приложить все усилия, чтобы провалить референдум и похоронить возможность Украины вступить в Альянс.
Как и Тимошенко, Ляшко со своей Радикальной партией будет и критиковать Президента, и требовать освобождения восточных территорий.
«Это будет, как всегда, эпатажная кампания», — говорит Фесенко, отмечая, что при всём популизме политика тот находит слова, которые нравятся избирателям.
Лидер Гражданской позиции Анатолий Гриценко является «Олегом Ляшко для интеллектуалов», считает замдиректора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
«Он всё строит на отрицании, но не даёт рецептов», — поясняет эксперт.
Голуби мира
Политики из бывшей партии власти — Сильная Украина Сергея Тигипко, Партия регионов, Партия развития Украины и коммунисты — строят свои кампании на мире, чем вызывают скепсис у аналитиков.
«[Говорить, что] нам нужен мир, — то же самое, что говорить: «Солнце должно вставать из-за горизонта», — говорит Гайдай, отметив, что те не предлагают никаких выходов.
Вероятно, определённые планы мирного урегулирования они позже озвучат.
«У Тигипко есть несколько мнений по этому поводу, и он их скоро, может быть, сформулирует», — предполагает Фесенко, но не берётся спрогнозировать эффект от них.
Коммунисты для себя уже выбрали стратегию — будут говорить о необходимости переговоров и мирном урегулировании.
«Сейчас эта власть не хочет вести разговор с жителями востока», — убеждает Корреспондент один из депутатов-коммунистов, признавая, что в зоне АТО нынче власти как таковой нет и предлагая все разговоры вести с местными советами, разогнанными террористами.
В успех стратегий этих партий эксперты не верят.
«Они предлагают мир, хотя сами больше всех замешаны в том, чтобы этого мира не было. Это цинизм, и вряд ли он сработает», — утверждает Гайдай, замечая, что тот избиратель, который верил этим политикам, сейчас находится на территории, где нет власти и выборы проходить не будут.
На гуманитарные конвои, которые организовывают эти партии, и раздачу помощи эксперты советуют не надеяться.
«Это может помочь мажоритарному кандидату, но не партии на всеукраинских выборах», — констатирует Фесенко.
Насколько успешной окажется та или иная стратегия политсил, не берётся прогнозировать ни один эксперт. Ситуация в стране меняется постоянно, и настроения в обществе тоже
Насколько успешной окажется та или иная стратегия политсил, не берётся прогнозировать ни один эксперт. Ситуация в стране меняется постоянно, и настроения в обществе тоже: всё может перевернуться в одночасье. Достаточно теракта в Киеве или других городах или очередного витка военной кампании, чтобы какая-нибудь из партий потеряла часть голосов, а другая набрала.
Однако, по мнению аналитиков, важно другое: разговор и дискуссия о развитии государства, очищении власти, реформах, международной политике Украины на выборах уступили место войне. Поэтому и выбор будет военный.
Обещанному верить
Как выполняются антивоенные предвыборные обещания Петра Порошенко
В течение нескольких дней после инаугурации представить план мирного урегулирования и закончить АТО в ближайшее время
Мирный план Порошенко представил, однако тот не сработал. Сразу после избрания его Президентом войска АТО начали активное наступление, однако спустя несколько месяцев Луганск и Донецк остаются захваченными, украинские военные попадают в окружения, как под Иловайском, а в Приазовье открывается «южный фронт».
Переговоры и двухнедельное перемирие тоже не принесли результата. Боевики использовали его для передислокации сил.
Увеличить численность украинской армии
В начале 2014 года численность армии составляла 174 тыс. человек. Министерство обороны анонсировало увеличение количества контрактников в армии и возобновление призыва на срочную службу. Однако цифр не озвучивает.
О том, что государство настроено увеличивать армию, может свидетельствовать рост госзаказа на подготовку офицеров более чем вдвое.
В разы увеличить расходы на восстановление, модернизацию и укрепление армии
При общем бюджете ВСУ 15 млрд грн парламент на проведение АТО ещё 7 марта дополнительно выделил 7 млрд. После этого ни Президент, ни правительство не выходили к Верховной Раде с дополнительными инициативами.
По состоянию на середину лета из этой суммы Минобороны потратило только 45%.
Решить проблемы материально-технического обеспечения военнослужащих
Проблемы с обеспечением возникают постоянно — от тяжёлого вооружения до топлива, средств защиты и продовольствия. В Минобороны всю вину возлагают на долгие тендерные процедуры, притом что Рада упростила их ещё 6 июня, и проблемы при закупке за границей (парламент 2 сентября снял таможенные пошлины на военные товары).
Частично виной тому украинское законодательство, ориентированное на мирное время. Пока на востоке идут боевые действия, правительству приходится в ручном режиме управлять поставками, например передавать тяжёлое вооружение со складов Минобороны Министерству внутренних дел. Кроме того, оружейные контракты подписываются с прицелом на реализацию товаров через год, чтобы производитель мог изготовить его, —никто из производителей не хранит большие запасы продукции.
Да и коррупцию в ведомстве тоже ещё никто не поборол, ведь тендеры — одна из главных коррупционных схем, используемых чиновниками.
6 августа Президент уволил начальников двух департаментов Минобороны, отвечающих за проведение тендеров и закупки, и назначил новых людей. Их имена не разглашаются.
Застраховать жизнь и здоровье солдат, находящихся в горячих точках, на 1 млн грн
Военные и раньше были застрахованы. Однако размер страховки был значительно меньше —около 100 тыс. грн в случае смерти. За 24 года таких считаные единицы. Самый массовый случай — в Ираке, где погибли девять украинских миротворцев.
Страховщики возможность такого страхования оценивают скептически, даже если контракт будет на уровне государства. Как рассказал Корреспондентуисточник в СК АХХА, страховщики вообще прекратили любое страхование в зоне АТО и даже начали ограничивать свою деятельность в соседних областях. Кроме того, сумма в 1 млн —прецедент для украинского страхового рынка.
«Слишком большой риск мошенничества», —поясняет источник, отмечая, что вряд ли солдаты могут быть исключением.
Стоимость такой страховки специалисты не берутся рассчитать и предполагают, что её уровень может превысить 100 тыс. грн.
Солдаты украинской армии, участвующие в боевых действиях, будут получать 1.000 грн в день уже с 26 мая
В АТО принимают участие 21,6 тыс. человек. При таком финансировании за три месяца лета ушло бы более 3 млрд грн.
Сейчас рядовой получает с надбавкой «за АТО» около 5,5 тыс. грн, а офицеры среднего звена — практически в два раза больше. Всего до конца года Минобороны планирует на зарплаты участникам АТО потратить 796 млн грн.
***
Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 5 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.