UA
 

Обзор ИноСМИ: жизнь активистов после Майдана и с кем сравнивают ПутинаСюжет

Корреспондент.net,  13 октября 2014, 12:59
142
14117
Обзор ИноСМИ: жизнь активистов после Майдана и с кем сравнивают Путина
Фото: Reuters
Майдан закончился, но у его активистов работы меньше не стало

Украина и ее конфликт с Россией остаются в центре внимания иностранной прессы.

Чем сейчас занимаются активисты Майдана - Berliner Zeitung

В конце ноября прошлого года 29-летняя женщина Наташа Удоренко участвовала в событиях на Майдане. «Тогда речь шла не о перевороте», — вспоминает она. При помощи спонтанной акции протеста нужно было только принудить президента Януковича к тому, чтобы он сдержал свое слово. Незадолго до этого он отказался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Давление улиц должно было подтолкнуть его к пересмотру своего решения.

AP

Сейчас речь идет, в основном, не о больших надеждах, а о маленьких шагах. Зима - уже на пороге. В одном только Киеве официально зафиксировано 30 тысяч беженцев.

Инициативная группа «Восток-SOS» уже расселила 11 тысяч беженцев. «Более высокую цену за входной билет в Европу не платил никто», — говорит Удоренко. При этом она не уверена, что в конце все не закончится одним большим разочарованием. «Я не могу с уверенностью сказать, что европейцы нас ждут», — отмечает она.

Для Георгия Туки усилия, предпринимаемые организацией «Восток-SOS» — детский лепет. Он тоже провел несколько недель на Майдане. Ночью в феврале, когда начали раздаваться выстрелы, он был ранен. Он также является членом движения, занимающегося гражданскими и общественными вопросами. Оно называется «Народный тыл». При этом значение слова «тыл» в названии организации связано именно с военной сферой.

«Новая власть терпит неудачи по всем фронтам», — говорит 50-летний Тука о президенте Петре Порошенко.

Когда на Востоке началась война, не было никакой логистики, чтобы можно было действенно бороться с сепаратистами. «Полгода назад у нас практически не было армии. Тогда мы начали доставлять добровольцам на фронт предметы снабжения на своих автомобилях», — говорит Тука. Сегодня постоянно задействованы 15 человек, регулярно предлагают свои услуги и многие другие. В одном только Киеве - десятки таких организаций, говорит он.

«Народный тыл» финансируется из пожертвований, говорит Тука и открывает ящик письменного стола. Он достает толстый конверт. «Это сегодня передали из Винницы», — говорит он. И это не единственный толстый конверт в его ящике.

То, что украинско-российскую войну не победить при помощи содержимого даже самых толстых конвертов, он тоже знает. Но сдаваться он не желает. Лучше погибнуть.

“Миф об Одессе” - Los Angeles Times

Руслан Новиков задумался, когда его спросили, чью сторону он принял в ожесточенных спорах о национальной идентичности — украинских националистов или пророссийских сепаратистов.

«Я одессит», — ответил он наконец, решив больше ничего не объяснять.

И Новиков, который работает гидом-экскурсоводом, выражает мнение большинства жителей этого приморского города, численность населения которого составляет 1 миллион человек. На протяжении всего вооруженного конфликта на востоке Украины этот курортный город изо всех сил старался не ввязываться в эти столкновения.

Однако на аполитичном фасаде Одессы все же появились трещины

Одесса долгое время значительно отличалась от остальной Украины. Сразу после своего основания в конце 18 века — этот город был основан по приказу Екатерины Великой — туда начали приезжать люди со всего региона, потому что их привлекала экономика развивающегося порта и терпимость его жителей.

Скоро в этот город, который долгое время называли «русской Калифорнией», приехало множество иммигрантов: крымские татары, албанцы, этнические русские и евреи, которые до начала Второй мировой войны составляли почти половину населения Одессы.

Термин «одессит», который обозначает умудренного опытом, саркастичного человека, отличающегося от жителей других украинских городов, не утратил своей актуальности и в 21 веке.

Многие жители города говорят на русском языке, но с уникальным акцентом. Они указывают на то, что по прямой Одесса располагается ближе к Стамбулу, столице Турции, чем к Луганску, городу на востоке Украины, где велись ожесточенные бои. 

Там даже есть шутка: «И шо мы виноваты, шо вокруг Одессы Украину построили?»

Однако с ростом напряженности концепция исключительности Одессы начала распадаться на части. 2 мая в результате демонстраций и контр-демонстраций начались кровавые столкновения, кульминацией которых стал пожар в здании Дома профсоюзов, где расположились пророссийские протестующие. В результате этой трагедии погибли 42 человека со стороны пророссийских демонстрантов и шесть националистов.

AP

В Одессе до сих пор обсуждают те столкновения, но о них говорят шепотом, и упоминание об «атаках 2 мая» практически всегда приводит к прекращению диалога с местными жителями.

Хотя местные жители уверены, и следственная комиссия это подтвердила, что эти атаки были организованы некими силами, находящимися за пределами Одессы, идеологические разногласия между ними усиливаются. Самодельный памятник на месте пожара превратился в место пророссийских выступлений, где лидеров украинских националистов высмеивают и называют «фашистами».

Между тем, надписи на памятнике украинским жертвам, расположенном примерно в полутора километрах от этого места, выражают презрение по отношению к России и президенту Владимиру Путину.

Путин и Гитлер – неудобные аналогии – Geopolitika

Среди аналогий, которые часто считаются «неудобными», присутствует сравнение В.Путина с лидером нацистской Германии А.Гитлером.

Одним такая аналогия кажется удачной. Она даже отражена в лексике российской оппозиции, которая называет Путина «Путлером», а когда-то активно действовавшее молодежное движение «Наши» — «Путинюгендом». Ирония заключается в том, что Путина чаще сравнивают с Гитлером, а не со Сталиным, который после прихода Путина к власти по сути был реабилитирован (теперь в российских учебниках истории он больше не жестокий диктатор, а «эффективный менеджер»).

AP

Другие считают, что подобного рода аналогии некорректны.

Тем не менее, к неудобной теме аналогий заставляют вернуться не только внутренние, но и международные политические аспекты. Для начала сравним некоторые исторические события.

И так, нацистская Германия:

Гитлер пришел к власти на фоне тяжелого экономического кризиса в стране, не оправившейся после поражения (и унижения) в Первой мировой войне. 

В 1936 г. в Берлине прошли Олимпийские игры, которые Германия попыталась превратить в пропагандистское мероприятие с целью продемонстрировать и утвердить «арийское превосходство». 

В 1938 г. имел место «Мюнхенский сговор», в ходе которого Франция и Великобритания, пытаясь избежать войны с Германией, отдали Гитлеру Чехословакию. 

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Через несколько дней Франция и Великобритания объявили ей войну, но Польшу это не спасло. 

Конечно, это всего лишь несколько эпизодов из истории нацистской Германии, но их достаточно для развития темы неудобных аналогий.
  
Теперь посмотрим на современную Россию:

В 2000 г. после отставки Б. Ельцина власть оказалась в руках Путина. Рейтинг этого политика быстро вырос за счёт решительной военной кампании в Чечне. На фоне больного Б. Ельцина В. Путин выглядел как молодой лидер новой формации, способный помочь России прийти в себя после краха Советского Союза. 

В 2008 г. Россия начала военную операцию в Южной Осетии, утверждая, что это необходимо для защиты российских граждан. Предшествовала ей масштабная антигрузинская пропаганда.

Результатом войны стал так называемый план Медведева-Саркози, который Россия фактически не выполнила.

В феврале 2014 г. в Сочи прошли зимние Олимпийские игры, которые должны были продемонстрировать способность России к организации мероприятий такого уровня, а косвенно — прогресс  и могущество страны. 

В 2014 г., воспользовавшись сложной политической ситуацией на Украине и применив стратегию «гибридной войны», Россия захватила Крымский полуостров (аргумент — восстановление исторической справедливости).

Затем Москва попыталась реализовать сценарий «гибридной войны» на востоке Украины, сымитировав там вспышку сепаратизма и гражданский конфликт. 

В сравнении вышеупомянутых исторических событий подходящие аргументы могут найти как сторонники, так и противники неудобных аналогий

В этой связи Минские соглашения, которые фактически легализуют серую зону на востоке Украины и создают еще один замороженный конфликт, сравниваются с «Мюнхенским сговором», который не решил проблему, но успокоил Европу. 
 
Естественно, одни в касающихся аналогий спорах будут утверждать, что Путин толкает Европу к новой мировой войне, а другие — что приведенные выше события подобраны тенденциозно и ничего не доказывают. Кто прав, а кто нет, в данном случае сказать нельзя, поскольку каждый вправе оценивать происходящее по-своему. 

Наверное, прямо сравнивать Путина с Гитлером все-таки не стоит. Такое сравнение больше уместно как часть культуры интернетного юмора, нежели в рамках серьезного геополитического анализа. Но аналогии появляются не потому, что современная Россия в чем-то повторяет нацистскую Германию (например, слепая ненависть к инакомыслию). Их появлению способствует схожесть международного политического климата в довоенное время и сейчас.


 

ТЕГИ: РоссияУкраина-РоссияПутинОдессаволонтерыактивистыЕвромайданСтолкновения в Одессетрагедия в Одессепереговоры Путина и ПорошенкоМинский протокол
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии