Украинский кризис и Всемирный экономический форум в Швейцарии в центре внимания иностранной прессы.
Что на самом деле сказал Обама – Bloomberg
Перевод фрагментов послания президента США Барака Обамы, относящиеся к внешней политике от обозревателя Bloomberg.
Обама: Я верю в более разумный тип американского лидерства. Наиболее эффективно мы лидируем тогда, когда соединяем военную мощь и сильную дипломатию, когда используем свое влияние в сочетании с созданием коалиций, когда не позволяем нашим страхам ослепить нас и видим те возможности, которые дает новое столетие. Именно это мы делаем сейчас — и это крайне важно для всего мира.
Перевод: Джордж Буш был тупицей во внешней политике, а я - полная противоположность Джорджу Бушу. В ходе своей кампании я выдвинул идею о том, что нам надо восстановить имидж Америки в мире, и я утверждаю, что именно так все и произошло, что это дает свои выгоды, не указывая на то, какие конкретно выгоды это дает. Истина в том, что в мире бушует пожар, и нет никого, кто мог бы его потушить.
Обама: Вместо того, чтобы направлять американцев на патрулирование афганских ущелий, мы подготовили их силы безопасности, которые взяли эту задачу на себя. А мы чествуем жертвенность наших войск, поддержав первую в этой стране демократическую передачу власти. Вместо того, чтобы отправлять за рубеж крупные контингенты сухопутных войск, мы вступаем в партнерство с многочисленными странами от Южной Азии до Северной Африки, лишая покоя террористов, угрожающих Америке.
Перевод: Так, афганцы, мы уходим, а вы остаетесь одни. Мы и дальше будем давать вам оружие и деньги, но это все. Удачи вам с талибами! А что касается других стран арабской зимы, то мы прекратим разговоры о революциях и сосредоточимся на оказании помощи тем мелкотравчатым правительствам, которые убивают террористов. Демократию и права человека пока придется отложить в сторону, потому что в ближайшее время эти диктаторы будут нам нужны. А что касается перспективы, то это уже проблема другого президента.
Обама: В Ираке и Сирии благодаря американскому лидерству, и в том числе нашей военной мощи, удалось остановить наступление ИГИЛ. Вместо того, чтобы втягиваться в очередную войну на Ближнем Востоке, мы возглавили широкую коалицию, в которую вошли и арабские страны, чтобы ослабить, а в конечном итоге и уничтожить эту террористическую группировку.
Перевод: Я знаю, я сказал «ослабить и уничтожить». Но действительность такова, что правдой можно назвать только слова «остановить наступление ИГИЛ». В Ираке новый премьер-министр - ничуть не лучше предыдущего. Иран берет страну под свою власть, а иракская армия - это полная неразбериха. Я ни в коем случае не собираюсь посылать туда дополнительные войска (кроме тех 3 тысяч, что я недавно отправил). А в Сирии сотрудничать просто не с кем. Мы продолжим бомбардировки в надежде, что они принесут больше пользы, чем вреда, пусть даже в состав моей «широкой коалиции», борющейся с боевиками ИГИЛ, фактически входят Иран, Россия и режим Башара Асада.
Украина слаба только в рассказах российской пропаганды - Geopolitika
Мало кто станет возражать, что постсоветская Украина с момента обретения независимости в 1991 г., сталкивалась с чрезвычайными социально-политическими вызовами, в том числе с проблемами культурных различий, регионального сепаратизма и правого экстремизма.
Эти и другие конфликты, недостатки и проблемы, однако, не помешали удивительно спокойному существованию относительно консолидированного украинского государства с 1991 до весны 2014.
Со сравнительной точки зрения, испытания, выпавшие на долю Украины, не представляются такими уж особенными, если их рассматривать в мировом или общеевропейском контексте. Некоторые государства-члены ЕС также сталкиваются с вызовами касательно их национального единства и этнического разнообразия. Целому ряду стран Азии или Африки не дают покоя сопоставимые проблемы, длящиеся зачастую значительно дольше, и иногда более серьезные чем у украинского государства.
AP
Теперь украинцам приходится воевать.
Если верить тому, как Украина изображается российской пропагандой, а также рассматривается некоторыми новоиспеченными западными комментаторами украинской политики, можно прийти к выводу, что украинское государство должно было бы уже давно распасться или, по крайней мере, гораздо раньше быть охваченным гражданской войной.
Учитывая якобы глубинные трещины и якобы ожесточенный этно-национализм Украины, кажется необъяснимым, как эта обреченная страна существовала до сих пор, и при этом так мирно. Большинство иностранных наблюдателей Украины только недавно познакомились с ней ближе по причине и посредством ее нынешнего кризиса.
Однако Украина сталкивалась с подобными вызовами и прежде, но справлялась с ними всегда мирным путем.
Например, в середине 1990-х, Украина пережила один из самых тяжелых экономических кризисов во всей истории современной Европы. В 2005-2010 гг. последовавшее за «оранжевой революцией» президентство Ющенко, особенно к его концу, носило более националистический характер, чем временное президентство Турчинова в марте-мае 2014 г., или же нынешнее правление Порошенко. Если верить многим нынешним скептикам, то тот факт, что якобы несостоявшаяся украинская политическая нация выжила в этих и других испытаниях последних 25 лет, — трудно объясним.
Очевидно, Украина была и является страной с переходной экономикой, не функционировавшим должным образом госаппаратом, с многочисленными нерешенными вопросами и с тяжелыми временами впереди. Картина якобы особой несостоятельности изначально неправильно сформированного украинского государства в течение последних месяцев особенно активно распространялись международной российской пропагандистской машиной, включающей телевизионный канал Russia Today, радиостанцию «Голос России», информационное агентство Ruptly и другие дирижируемые Кремлем СМИ.
Тем не менее, целостность, учреждения и границы украинского государства до недавнего времени не ставились под вопрос, а прерогатива исключительно ненасильственного разрешения конфликтов существовала на Украине вплоть до начала 2014.
Санкции не мешают россиянам веселиться в Европе – Bloomberg
Банк ВТБ не позволяет, чтобы хороший праздник сорвался из-за плохого года. Топ-менеджеры этого контролируемого государством российского банка, который после санкций США и ЕС сократил сотни сотрудников, делают ставку на то, что немножко джаза и водки в обществе мировой элиты притупят боль.
20 января ВТБ устроил суаре на Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе. В отеле Intercontinental гостям создали то, что в приглашении на званый вечер именовалось "современная русская атмосфера".
Гостей вечера приветствовали женщины в конических костюмах с золотыми блестками, вокруг которых были обмотаны ленты неоновых светодиодных лампочек. Выступали гитарист Эл Ди Меола, певец Леонид Агутин и знаменитый серб Эмир Кустурица со своим No Smoking Orchestra.
Фаррелла Уильямса россияне выступить не позвали. Зачем, когда есть Агутин.
Несмотря на парализующие санкции, введенные против России, российские миллиардеры и бизнес-лидеры не планируют в нынешнем году держаться в Давосе малозаметно.
Между тем после того, как на прошлой неделе сорвалась попытка возобновить мирные переговоры, статус "почти что парии", который сейчас имеет Россия, усилился из-за эскалации боев на Восточной Украине.
По данным Bloomberg, в этом году в Давос приедут 73 бизнес-лидера из России, в том числе руководство компаний из санкционного списка Запада. Это, например, президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин и глава Сбербанка Герман Греф.
"Это лишь первый вечер, но здесь у нас есть друзья. Украинские друзья, европейские друзья, американские друзья", - сказал вчера Костин. "Некоторые деловые отношения ограничены" из-за украинского кризиса, признал он, "но это не затрагивает личные отношения".
ВЭБ, подпавший под санкции США, пришлет в Давос двух топ-менеджеров. Прибудет и Александр Дюков, гендиректор "Газпром нефти", также включенной в санкционный список.
Российские гости могут поставить в трудное положение делегатов из стран, которые делают России выговоры за предполагаемое подогревание волнений в Украине.
"Это определенно создаст неловкость, - написал в интервью по электронной почте Иэн Бреммер (Eurasia Group). - В этом году русским придется нелегко".
Всемирный экономический форум заявляет, что приглашает представителей из всех частей света, чтобы поощрять международный диалог.
Россияне "все еще присутствуют здесь в качестве силы", сказал в интервью основатель форума Клаус Шваб. "Мы надеемся, что могут состояться диалоги, дабы лучше понять истинные чувства россиян и, с другой стороны, продемонстрировать русским, какие чувства текущая ситуация вызывает у остального мира", - добавил он.
Кому Кремль платит в Вашингтоне - Politico
Единственные друзья России в сегодняшнем Вашингтоне - это по большей части "полчище скользких и неэффективных пиарщиков и лоббистов, которые в последние годы охотно брали у России миллионы долларов на содействие улучшению ее имиджа".
Согласно официальной отчетности, пиар-агентство Ketchum получило от Кремля более 60 млн долларов за последние 9 лет. А за что? Сегодня к России относятся хуже, чем в 2006 году, когда был заключен контракт с Ketchum.
Впрочем, чтобы быть эффективным, пиар должен в какой-то мере совпадать с реальностью. "Когда же страна применяет силу, чтобы заново предъявлять права на свои бывшие территории, душит инакомыслие внутри страны и ведет бизнес с коррумпированностью, достойной банановых республик, реальность не особо способствует успешному пиару. Один лоббист, работавший здесь на россиян (он пожелал остаться анонимным, боясь негативных последствий для карьеры) грубо сравнил свою роль с "попытками отполировать дерьмо", - говорится в статье.
В 2006 году пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков лично выбрал Ketchum для работы на саммите G-8 в Петербурге. Имидж России нуждался в очистке после того, как "Газпром" перекрыл поставки газа на Украину. Песков остался доволен работой агентства и подписал с ним контракт на деятельность по "содействию диалогу и отношениям между Российской Федерацией и представителями правительства и СМИ США".
Контракт приносил около 5 млн долларов в год. По словам неназванного бывшего топ-менеджера, Россия входила в "десятку важнейших клиентов" Ketchum. "Фирма привлекла частных консультантов, одному из которых выплатили более 850 тыс. долларов за пять с половиной лет, чтобы он обхаживал аналитические центры и искал долларовые инвестиции для России", - говорится в статье.
Сотрудники Ketchum летали в Москву бизнес-классом и, наращивая расходы, организовывали публикации статей в крупных газетах, контакты с влиятельными людьми, а также создали сайт ModernRussia (ныне thinkRUSSIA).
За помощью в области лоббирования Ketchum обратилось к The Washington Group, которая начала апеллировать к конгрессменам и сотрудникам администрации Буша. Вскоре Ketchum заполучило еще один прибыльный контракт, примерно на 250 тыс. долларов в месяц, с "Газпром-Экспортом".
Но столкновение культур уже ощущалось: "Российские чиновники не могли понять, почему пиарщики не в состоянии просто подкупать журналистов или манипулировать ими".
Они также не вняли мольбам агентства проявлять открытость при контактах с западными СМИ и Конгрессом США.
Когда в 2008 году Сергей Кисляк был назначен послом РФ в США, Ketchum составило для него план пиар-мероприятий. Кисляк его полностью проигнорировал. Ketchum регулярно посылало в Кремль детальные планы работы, которые где-то зависали. Это не редкость среди клиентов пиар-агентств. Просто в этом плане русские были еще хуже, чем другие.
В августе 2008 года, когда между Россией и Грузией началась война, сотрудники Ketchum обнаружили, что им вдруг пришлось пытаться организовывать интервью российских чиновников и добывать журналистам аккредитации в зоне боевых действий. Дело шло плохо. "Тем временем официальные лица Грузии безостановочно выходили в эфир, осуждая российскую агрессию. Их пиарщики обставили Ketchum", - говорится в статье.
Современное лоббирование в Вашингтоне - многомиллиардный бизнес. Но выяснить, кто лоббирует интересы иностранных организаций и с какими целями, нелегко, так как лоббисты обязаны открывать не очень много информации.
Если судить по информации, которую оглашают Ketchum и его лоббисты, то они делали очень мало, если учесть выплаченные им миллионы.
Например, фирма Alston&Bird "на данный момент отчиталась только об одном случае апелляции к политикам - она связалась с ассистентами трех американских чиновников по поводу визита некого российского вице-премьера. В целом контракт, касавшийся России, принес фирме 1,5 млн долларов", - говорится в статье.