Русская служба Deutsche Welle,
11 февраля 2015, 09:05
Украинская летчица Надежда Савченко останется под стражей еще как минимум на три месяца. Голодовку она прекращать не намерена.
Заседание Басманного суда во вторник, 10 февраля, на котором рассматривалось ходатайство адвокатов Надежды Савченко о смягчении ей меры пресечения, мало отличалось от предыдущих: снова множество журналистов, сражающихся за место в узком проходе, снова депутаты Верховной рады и мать обвиняемой, снова небольшая группа поддержки с желто-голубой символикой. Изменилась только сама Надежда: со своих обычных 78 килограммов похудела до 60, а футболка с украинским гербом, которую она обычно надевает в суд, стала ей велика. Украинская летчица, которую обвиняют в пособничестве убийству журналистов ВГТРК и в незаконном пересечении границы, держит голодовку уже 60-й день.
Не слушает даже своего президента
На локтевых сгибах Надежды Савченко виднелись красные пятна - следы постоянного пребывания под капельницей. В спецблоке СИЗО "Матросская тишина", где ее содержат с конца января, Надежде вводят глюкозу и витамины. Этот метод Савченко выбрала в качестве альтернативы принудительному питанию, объяснил ее адвокат Илья Новиков. По словам Новикова, эти участки кожи постоянно воспалены. "Принято считать, что без медикаментозного вмешательства человек может голодать не более двух месяцев, с медикаментами - еще максимум месяца полтора-два", - сообщил адвокат журналистам.
Впрочем, внешне Надежда пока не производит впечатления человека, балансирующего на грани жизни и смерти: улыбается, говорит громким голосом и решительно настроена продолжать голодовку. "Я же просила ее прекратить это! - рассказала корреспонденту DW мать летчицы Мария Ивановна. - Я ей всегда говорила, что жизнь - это борьба, надо бороться, а для борьбы силы нужны! А она говорит: "Нет, буду голодать дальше, пока не вернусь в Украину". Она у меня оптимист".
Мария Ивановна прилетела в Москву, чтобы увидеться с дочерью в СИЗО. Встреча продолжалась всего полчаса: "Остальное время забрали адвокаты“. Мать - не единственная, кто уговаривал Надежду прекратить голодовку: и адвокаты, и известные политики, такие как председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Анн Брассер, просили Савченко пожалеть себя. Но та на все просьбы отвечает отказом, констатирует адвокат Марк Фейгин: "Если даже Петр Порошенко, главнокомандующий украинской армией, не может своим приказом заставить ее прекратить голодовку, то что уж говорить об остальных".
"Она отказывается быть предметом торга в международных отношениях, не хочет быть козырем, который Кремль приберегает на случай отмены санкций", - объясняет позицию Надежды Илья Новиков. По его мнению, все решения о Савченко принимаются на самом высоком политическом уровне.
"Я никогда не скажу, что русские плохие"
Заседание оказалось изматывающим даже для прессы - длилось более пяти часов. Марии Ивановне пришлось уйти раньше, чем огласили решение: спешила в аэропорт. Пытаясь подойти поближе к решетке, чтобы попрощаться с дочерью, мать столкнулась с судебными приставами, которые грубо оттеснили ее. Это возмутило обвиняемую. "Уберите руки от мамы - ей 77 лет!" - громко возмутилась летчица, ударив кулаком по прутьям.
В начале слушаний адвокаты попросили судью Артура Карпова взять самоотвод, сославшись на то, что он как один из фигурантов "списка Магнитского" не может оценивать дело объективно. Карпов отказался, сочтя просьбу недостаточно аргументированной. После этого он рассматривал еще два ходатайства: следствие просило оставить летчицу под стражей, а защитники - заменить меру пресечения домашним арестом. Адвокаты объяснили это не только тяжелым состоянием Савченко, но и ее депутатской неприкосновенностью, а также тем, что в апреле начинается сессия ПАСЕ. Представители посольства Украины попросили приобщить к делу их гарантии того, что Савченко в случае домашнего ареста будет предоставлена квартира в Москве.
Перед оглашением решения летчица впервые за полгода обратилась к аудитории по-русски: "Я никогда не скажу, что русские плохие, - кроме продажных следователей и судей, которых я презираю". Савченко, заявила, что не держит зла на русский народ: "Не бывают плохих народов, бывают плохие люди". Но она никогда не назовет братьями людей, которые "берут в руки оружие, чтобы убивать людей на Украине".
Адвокат Новиков: "Это не суд"
Это решение Артура Карпова было таким же предсказуемым, как и все предыдущие, констатировал Илья Новиков: "Наши аргументы даже не были рассмотрены. Более того, с подачи следствия судья приобщил к делу события, которые вообще не могли иметь отношения к Надежде Савченко". В мотивировочной части судебного решения упоминались и совсем недавние события, например обстрел остановки в Донецке, "к которым Савченко заведомо не могла быть причастна, так как в это время находилась в СИЗО в России", подчеркнул адвокат.
Судья счел физическое состояние обвиняемой удовлетворительным и постановил, что Савченко останется под стражей до 13 мая 2015 года. После оглашения решения выяснилось, что все пять часов заседания Надежде Савченко не давали пить, хотя она об этом просила. Адвокат Марк Фейгин заявил, что подаст жалобу: "Если сама себе голодовка не может быть поводом для жалобы на плохое обращение с задержанным, то отказ выполнить эту жизненно важную просьбу при обезвоживании организма можно квалифицировать как пытки".
Кроме того, Савченко пожаловалась, что конвойные унижали ее из-за украинского языка: "Хамили, кричали, что я говорю по-чурбански". Адвокат Николай Полозов считает, что это обстоятельство также следует приобщить к жалобам в Европейский суд по правам человека: по его словам, в ЕСПЧ уже направлено пять жалоб, связанных с делом Савченко.
Адвокат Новиков считает, что все происходящее вообще не имеет отношения к правосудию: "То, что мы сейчас наблюдали, - это не суд. Это просто собрание людей в здании Басманного суда с возможностью сфотографировать Надежду Савченко". В следующий раз такая возможность представится нескоро, констатирует адвокат.