Русская служба Deutsche Welle,
13 февраля 2015, 06:02
Поток украинских граждан, прибывающих в Беларусь, растет. Часть из них - беженцы из Донбасса.
Согласно официальным данным, в прошлом году в Беларусь переехало около 50 тысяч граждан Украины: некоторые из них получили разрешение на временное либо постоянное проживание. Впрочем, поток граждан Украины, прибывающих в Беларусь, не сокращается и в 2015 году: только за январь в соответствующие структуры обратились почти 2500 человек, выехавших с Донбасса.
По словам начальника департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексея Бегуна, более 600 украинцев, прибывших из украинских регионов, где идут военные действия, могут рассчитывать на дополнительную защиту, предусмотренную законодательством. Часть из них уже разместили в центрах временного пребывания беженцев и лиц, ходатайствующих о получении такого статуса. Как пояснили корреспонденту DW в администрации такого центра в Бресте, если ранее он бы рассчитан на мигрантов из стран Азии и Африки, то теперь заполнен преимущественно украинцами.
Помощь беженцам в Бресте
Поскольку Брестская область имеет общую границу с несколькими областями Украины, то миграционные потоки с этими регионами существовали всегда, и немало граждан соседней страны трудоустраивались на приграничной территории Беларуси. Однако с лета прошлого года ситуация кардинально изменилась: из почти 6 тысяч украинцев, которые официально зарегистрировались в органах внутренних дел, примерно половина - из зоны военных действий в Донбассе. В основном это те, кто ранее проживал в Беларуси или имеет здесь близких родственников.
Как отметил начальник управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома Александр Томашев, белорусское законодательство по положению иностранных граждан в стране позволяет миграционной службе по ходатайству субъектов хозяйствования оформить разрешение на постоянное проживание иностранцам, в трудоустройстве которых заинтересованы новые работодатели. Делается это бесплатно, и 155 беженцев такой возможностью уже воспользовались.
Помимо этого, им выплачиваются так называемые подъемные - около 6 миллионов белорусских рублей (примерно 350 евро) на каждого члена семьи. Беженцам также оказывается бесплатная экстренная медицинская помощь.
Представители местных органов власти подчеркивают, что заинтересованы в трудоустройстве прибывших граждан, поскольку в ином случае существует риск ухудшения криминогенной ситуации в брестском регионе. По мнению заместителя председателя Брестского облисполкома Леонида Цуприка, пока этого удается избежать, а база данных о вакансиях для украинских мигрантов постоянно обновляется.
Переселенцы тоже ощутили кризис
Хотя белорусские власти заявляют, что с особыми проблемами вынужденные переселенцы из Донецкой и Луганской областей не сталкиваются, личному общению с беженцами посвятил свой визит в Брест представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси (УВКБ ООН) Жан Ив Бушарди.
"Понимаю, что наплыв граждан Украины - дополнительная нагрузка для региона, и это можно назвать даже своего рода чрезвычайной ситуацией. Однако пока с удовлетворением отмечаю, что в процессе работы с данной категорией людей достигнуты хорошие результаты", - заявил Бушарди. Он также согласился с точкой зрения, что упрощение процедуры трудоустройства украинских граждан в Беларуси содействует их быстрейшей адаптации и интеграции в белорусское общество.
По словам же самих беженцев, ситуация не такая однозначная, поскольку найти место работы, где заработок позволял бы содержать всю семью, весьма затруднительно. По наблюдениям Сергея Логунова, приехавшего в Брест из Луганска, за последнее время количество вакансий сократилось примерно втрое. "Беларусь тоже затронул экономический кризис, и мигранты ощутили это вслед за местными жителями: если сравнивать даже с минувшей осенью, то менее востребованными стали строители, водители, работники сферы услуг, а зарплаты заметно снизились", - поделился Сергей.
К тому же, в случае смены места работы, возникают сложности и с жильем: белорусское законодательство жестко регламентирует, чтобы место регистрации соответствовало реальному проживанию иностранных граждан.
С мыслями о возвращении
Но не только вопросы, касающиеся поиска работы и жилья, беспокоят беженцев. Если наболевшая тема платных услуг при прохождении медосмотра, о чем DW рассказывала летом прошлого года, себя исчерпала, то доступ к таким лекарствам, как инсулин, который свободно в аптеках не продается, у вынужденных переселенцев отсутствует.
Неразрешимой остается и проблема, волнующая граждан Украины, пользующихся своим личным транспортом. Речь идет о штрафных санкциях за проезд по платным белорусским дорогам. К примеру, Юрию Капусте, приехавшему из донецкого Тореза, выставлен счет на 1400 евро, а сам автомобиль отправлен на штраф-стоянку.
Подобные истории заставляют украинских граждан задаваться вопросом о возможности аннулирования в будущем приобретенного статуса беженца и возвращения на родину. Как оказалось, такая возможность существует, и вовсе не исключено, что в случае нормализации обстановки на юго-востоке Украины, кто-то из переселенцев решит вернуться домой.