Минск выступает против валютной интеграции в ЕАЭС.
Официальный Минск вяло отреагировал на заявление президента России на встрече в Астане лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о "возможности в перспективе формирования валютного союза". Правительственный сайт БЕЛТА откликнулся на путинский призыв всего одной фразой: "Президенты условились продолжить координацию монетарной политики".
Но опрошенные DW эксперты полагают, что Беларусь будет всячески препятствовать валютной интеграции, так как передача принятия решений в финансовой сфере в наднациональные органы ЕАЭС чревата утратой суверенитета страны и личной власти Александра Лукашенко. Как указывают наблюдатели, вопрос лишь в том, насколько у Минска хватит сил сопротивляться давлению Кремля.
Искусственное ускорение
Белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский обратил внимание на попытку Кремля ускорить валютную интеграцию. Если раньше речь шла о введении единой валюты в Союзе двух государств Беларуси и России, то теперь российский Центробанк и правительство получили задание президента к 1 сентября проработать вопросы интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках ЕАЭС. Владимир Путин стремится придать новый импульс своему евразийскому проекту, заметил эксперт, хотя еще недавно говорилось, что валютный союз может заработать не ранее 2025 года.
"Свое мнение о единой валюте Александр Лукашенко высказал на январской пресс-конференции: "при моей жизни этого не будет", - напомнил Яковлевский недавние слова главы Беларуси. Причиной нежелания вводить единую валюту обозреватель считает не лишенные основания опасения Лукашенко полностью потерять управление страной.
Экономические модели стран-участниц ЕАЭС - разные, поясняет Яковлевский. В отличие от России и Казахстана, степень участия белорусского государства в экономике - более 70 процентов. В структурном отношении богатая сырьевая экономика России объединяется со слабой, зависимой от российских энергоносителей и дотаций экономикой Беларуси. Поэтому, по словам аналитика, "трудно представить, что у Минска и Москвы будет одинаковый доступ к печатному станку, где бы ни располагался эмиссионный центр - в Смоленске или Астане".
"Совсем другая Россия"
Доктор политических наук, руководитель Белорусского центра политического анализа и прогноза в Варшаве (CEAPP) Павел Усов уверен, что единая валюта будет печататься исключительно под контролем Москвы. По его мнению, основной целью России является именно политическая интеграция. "Валютный союз приведет к тому, что Беларусь действительно утратит свой статус как самостоятельное государство, ведь объединение происходит с недемократической страной", - говорит Усов. Союз с такой Россией, подчеркнул эксперт, не нужен Беларуси, так как в плане перспективы развития отбрасывает страну на долгие годы назад.
Роман Яковлевский также полагает, что Россия создает именно политический союз. "Сущность интеграции по Путину - это безусловное ограничение суверенитета, но на это Лукашенко не согласится", - считает Роман Яковлевский. "Ведь тогда белорусский лидер не сможет руководить движением финансов внутри страны и перестанет быть самостоятельным игроком на валютном рынке, где основные платежи проходят в долларах и евро", - добавил обозреватель.
Независимость уже утеряна?
Однако эксперт российского Научно-исследовательского института "Высшая школа экономики" (ВШЭ) Дмитрий Болкунец не видит в будущем валютном союзе, "ничего из того, что могло бы еще более ухудшить экономическую ситуацию в Беларуси, которая производит никому не нужные товары, надеясь на российскую поддержку".
Болкунец убежден, что, отказавшись в свое время от реформ, глава белорусского государства, "сделал все, что можно, чтобы положить экономику страны к ногам России". А потому Лукашенко нечего плакаться о независимости, которой фактически уже нет, заявил аналитик ВШЭ.
Павел Усов согласен с тем, что страна лишилась значительной части атрибутов независимости - у Беларуси с Россией открытые границы, единая оборонная система, на белорусской территории размещены две российские военные базы, и возможно будет еще и третья. По словам эксперта, от белорусского суверенитета осталось два элемента - собственная валюта и возможность Нацбанка печатать свои деньги.
"Судя по тому, что Россия без совета с союзниками вводит контрсанкции против ЕС или подписывает договор об интеграции с непризнанной республикой Южная Осетия, Беларусь в ЕАЭС лишается права голоса и во внешней политике", - предупреждает Усов.
Старый козырь
Отвечая на вопрос DW, насколько хватит у Александра Лукашенко сил сопротивляться введению единой валюты в рамках ЕАЭС, глава Белорусского центра политического анализа в Варшаве заявил, что стратегических ресурсов для противостояния Москве у белорусского руководства нет. Однако, уверен эксперт, если бы Лукашенко думал не столько о сохранении своей власти, сколько о судьбе страны, то "объявил бы о реформах в экономике и пригласил бы к участию в приватизации западных инвесторов, что могло бы помочь сохранить независимость Беларуси".
В то же время Дмитрий Болкунец убежден - если Лукашенко не захочет пойти на валютный союз с Россией, "у него в запасе всегда есть старый козырь, которым он неоднократно пользовался - это отказ от всех обещаний, которые ему невыгодны".