Встреча Рауля Кастро и Барака Обамы в Панаме в рамках саммита Организации американских государств войдет в историю.
Это заявление прозвучало категорично: "Без участия Кубы следующий саммит не состоится". Такова была позиция 35 членов Организации американских государств (ОАГ) на последнем саммите, прошедшем в 2012 году в колумбийской Картахене. На сей раз на своем настояла Латинская Америка, а не США.
Саммит, который состоится 10 и 11 апреля 2015 года в Панаме, войдет в историю: впервые за почти 60 лет президент США и председатель Госсовета Кубы пожмут друг другу руки. Политические заклятые враги вновь хотят восстановить дипломатические отношения. "Холодная война в Карибском регионе подходит к концу. Для Кубы стало настоящим политическим триумфом признание президента Обамы в том, что американская политика последних 55 лет в отношении Кубы провалилась", - говорит Берт Хоффман (Bert Hoffmann), эксперт по Кубе Института латиноамериканских исследований GIGA в Гамбурге. Хоффман, который с 90-х годов следит за политическим и экономическим развитием острова, убежден в "серьезности намерений" обеих сторон.
У "левых" все меньше аргументов
Однако кажущийся триумф Кубы означает, по мнению Хоффмана, вовсе не слабость Вашингтона, а скорее политический вызов для Гаваны. "До сих пор противостояние с США занимало центральное место в обосновании легитимности кубинской однопартийной системы", - обращает внимание эксперт.
То есть внешний конфликт с США до сих пор блокировал появление плюрализма внутри страны. Теперь же, предрекает Хоффман, с потеплением отношений между Кубой и Соединенными Штатами в обществе вырастут ожидания относительно участия в политической жизни и открытости режима.
Однако на саммите речь пойдет не только об историческом сближении идеологических противников. Главная тема встречи - это "перезагрузка" панамериканских взаимоотношений в целом. Враждебный образ США начинает блекнуть. Поддержка латиноамериканских военных диктатур из Вашингтона - это уже дело прошлого. "Благодаря политике сближения латиноамериканские "левые" теряют один из своих главных аргументов, - подтверждает Оливер Штюнкель, профессор кафедры международных отношений университета Сан-Паулу. - Это в свою очередь укрепит позиции США в Латинской Америке и улучшит региональную динамику".
Бразилия идет навстречу
Эти улучшения во многом зависят от сближения США и Бразилии. Отношения между этими двумя странами серьезно ухудшились, когда в октябре 2013 года стало известно, что американское Агентство национальной безопасности прослушивало телефонные разговоры президента страны Дилмы Руссефф. Сейчас же президенты обеих стран планируют встретиться в ходе саммита для доверительной беседы.
Напряженные взаимоотношения Бразилии и США символизируют вместе с тем и политическую раздробленность в регионе - большинство правительств, также как и Бразилия, выступают за принцип невмешательства во внутренние дела соседних стран. Поэтому санкции США, введенные против семи высокопоставленных политиков Венесуэлы, подвергаются критике не только со стороны президента Бразилии Руссефф. Позиция стран Латинской Америки однозначна: кто и с кем ведет дела или поддерживает дипломатические отношения - не важно, диктатор или демократ, - все это является внутренним делом национальных правительств и не может быть продиктовано Вашингтоном.
Но подобная позиция удобна не только кубинскому лидеру Раулю Кастро. Его союзник, президент Венесуэлы Николас Мадуро, наверняка воспользуется предстоящим саммитом для того, чтобы еще раз продемонстрировать собственную неприязнь к США. Он уже загодя запланировал крупные акции протеста против американских санкций.
Доллар важнее
Однако политическая и экономическая реальность уже давно не имеет ничего общего со старыми конструкциями "друг-враг". Так, к примеру, Венесуэла резко сократила поставки нефти на Кубу, потому что хочет получать оплату в долларах, а не услугами. В то же время Бразилия превратилась в крупнейшего после Китая поставщика товаров на Кубу. А Китай в свою очередь потеснил США с позиции важнейшего торгового партнера Бразилии.
Эксперт Берт Хоффман не сомневается, что мы стоим на пороге новой эры, не смотря на то, что Куба то и дело "дает по тормозам". "Кастро пытается приглушить надежды на изменения в политической системе, - говорит Хоффман. - Но как долго можно придерживаться логики осажденной крепости, когда враг снимает осаду и становится соседом, торговым партнером и инвестором? Что случится с Давидом, если Голиаф больше не будет грозить дубиной, а станет заманивать пачкой долларов?"