Война, длящаяся на Донбассе, началась в момент сноса памятника Ленину на Бессарабке в Киеве.
Именно это событие запустило процесс гражданского конфликта в полную мощь, пишет журналист Василий Муравицкий в колонке, опубликованной в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года.
Большинство из тех, кто сносил памятники, не то что не читали Ленина, но не имели даже элементарного понятия, кто он такой. И тем более не знали, что это именно Ленин создал в начале 1920-х УССР, границы которой унаследовала независимая Украина в 1991 году.
«Нельзя защищать никого от национального гнёта, не проводя самой широкой местной областной автономии», – пишет Ленин ещё в 1913 году, защищая пока ещё вялые требования украинской автономии в составе Российской империи.
Уже в 1917-м Ленин вступает в открытый конфликт с Керенским, защищая IУниверсал Центральной Рады, провозгласивший автономию земель под контролем Киева.
Ленин пишет в Правде об этом Универсале: «Ни один демократ, не говоря уже о социалисте, не решится отрицать полнейшей законности украинских требований. Ни один демократ не может также отрицать праваУкраины на свободное отделение от России».
Собственно, Украинскую республику он создавал в противовес великороссийскому шовинизму, который присутствовал как в противниках большевиков – белом движении – так и во Временном правительстве.
«Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть», – пишет Ленин в письме Льву Каменеву в 1922 году, чуть позднее объединения Донецко-Криворожской, Одесской и Харьковской республик вместе с землями Центральной Рады в единую УССР.
Кстати, эти цитаты также запрещены новым законом. Официальный представитель ОБСЕ Дунья Миятович назвала такой запрет прямым нарушением свободы слова.
Собственно, весь закон про декоммунизацию никакого реального политического отношения ни к коммунистам, ни к коммунистическому наследию не имеет. И вот почему.
В 1917-м в столице большой империи произошёл «евромайдан». Вышедшие массы и члены царской элиты «сместили тирана», обдиравшего народ, и потребовали внедрения западных конституционных и демократических ценностей в России. Образовалось проевропейское «правительство достоинства», умудрившееся менее чем за год обрушить экономику, сдать кучу территорий, разложить армию. Страна отказалась выплачивать долги, в думе дрались депутаты.
Но параллельно с этим правительством на местах начали образовываться – как форма народной самоорганизации – советы рабочих и крестьян. Они появлялись от Волыни до Японского моря, и большинство там принадлежало сначала даже не к большевикам, а разного рода социалистам, эсерам и меньшевикам. Даже киевская Центральная Рада была социалистическим органом.
Эти советы сформировали двоевластие по всей территории империи, а Временное правительство как полувласть выпускала полузаконы. Лозунг Вся власть советам! – это требование установить единовластие, а Временное правительство ликвидировать. Борьба против коммунистических символов – это борьба не против них, а против объединяющей идеи как таковой, которая бы смогла породить народные формы самоорганизации на местах для противодействия безумию и хаосу, проистекающим от Временного правительства.
Да и сами коммунистические символы – что они такое? Серп символизирует крестьян, молот – рабочих. Раздираемое в гражданской войне общество, разделившееся на казаков, добровольцев, монархистов и екатеринославских анархистов, требовало объединяющих символов на тот момент.
Эсеры и меньшевики отказывали крестьянским «ватникам» в возможности участвовать в истории государства, а Ленин – нет. Серп и молот – тогда всего лишь символ «единой страны», в том числе и «единой Украины». Той единой и мирной Украины, к которой тянется всякий её житель.
В Житомире есть центральная Соборная площадь. Это ещё и областная транспортная развязка. На ней с одной стороны крупный православный собор, с другой Театр им. Кочерги, а с третьей бывшее здание обкома, ныне дом правосудия. Вся площадь построена таким образом, чтобы стоявший ранее здесь небольшой Ленин занимал смысловой и пространственный центр. Но теперь его там нет, и посреди площади какое-то время зияла дыра.
Заполнилась она самостоятельно. В первые дни военного столкновения на Донбассе у Славянска в засаде погиб конвой из 95-й бригады. Погиб в этом бою и житель Житомира, простой водитель. На постамент бывшего Ленина наклеили плакат с лицами погибших, написав сбоку баллончиком: Герои. Обезумевшая от горя сестра этого водителя несколько недель ходила к постаменту и оплакивала погибшего. Ходила к снесённому Ленину, на чьём постаменте висел портрет брата…
Вот так и получилось, что вместо памятника Ленину в результате стихийной «декоммунизации» образовалась стена плача в центре города. Теперь этот процесс решили продолжить уже на законодательном уровне.
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 22 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.