Народный депутат от БПП и экс-глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко дал интервью Корреспонденту.
До даты местных выборов осталось менее пяти месяцев, но каковы будут правила игры, не решаются сказать даже самые опытные эксперты, пишет Евгения Вецько в №23 издания от 12 июня 2015 года.
«Нет политической воли менять систему», — сетует бывший глава правления Комитета избирателей Украины, а сегодня народный депутат от Блока Петра Порошенко Александр Черненко.
Как наблюдатель и эксперт он работал во всех избирательных кампаниях Украины начиная с 1996 года. Усаживаясь в депутатское кресло, обещал содействовать реформе избирательного законодательства и даже стал соавтором одного из профильных законопроектов.
«Радикального и революционного», — характеризует документ Черненко.
В интервью Корреспонденту он рассказал о том, как депутаты будут менять избирательную систему и почему осенняя кампания наверняка будет жаркой. Кампания, которая фактически уже началась.
— Киев, Харьков, Львов... Сегодня можно предсказать, какие округа станут «горячими точками» будущих местных выборов?
— Это Киев и 10-15 областных центров. Черкассы, Ивано-Франковск, Львов — города, где большие бюджеты. Выборы мэра в крупных городах — всегда серьёзная конкуренция и серьёзная схватка. Многое зависит от кандидатов, но избирательная кампания в отдельных регионах точно будет проблемной. К сожалению, такая у нас политическая культура.
К тому же многие воспринимают эти выборы как последний решающий бой. Да, будет непросто. Но главное желание парламента и самих кандидатов сделать кампанию максимально прозрачной.
— Последний бой? Раньше украинские политики такого внимания местным выборам не уделяли.
— До 2010 года местные выборы проходили одновременно с парламентскими, поэтому были в тени. Это раз. Во-вторых, сегодня многие воспринимают местные выборы как репетицию перед парламентскими. Это демонстрация народной поддержки, срез общественного мнения.
И третье — в условиях децентрализации власти местные советы и их исполкомы получают огромные полномочия, бюджеты и т. д. Сейчас даже некоторые народные депутаты говорят, что кресло депутата Киевсовета даст им больше возможностей. Правда, они забывают о том, что вместе с полномочиями им придётся отвечать за плохие дороги, коммунальные проблемы… И на Киев уже не покиваешь.
— Но процесс децентрализации ещё далёк от завершения. А выборы уже осенью.
— Дата очередных местных выборов регулируется Конституцией. Тут вопросов быть не может — последнее воскресенье октября, то есть 25 октября 2015 года. И пройти выборы должны по всей Украине независимо от того, были где-то внеочередные или нет. Единственный нюанс — это введение военного положения. Только в этом случае выборы не проводятся.
Но я склоняюсь к мнению, что эти выборы промежуточные. Мы закончим процесс децентрализации, внесём изменения в Конституцию и законы и через два года изберём местные власти под новые полномочия, под новые территориальные громады. Думаю, больших проблем с этим не будет. А сейчас нужно просто выполнить требование Основного закона.
— Вы сказали, по всей Украине. Как будет решён вопрос с Донбассом?
— Есть закон об оккупированных территориях, в котором чётко сказано, что там выборы не проводятся. Организовать полноценный избирательный процесс невозможно. Поэтому выборы там будут проведены, когда закончится АТО и Украина восстановит контроль над захваченной частью Донбасса. Я думаю, что под это будет принят специальный закон.
Что касается территорий Донецкой и Луганской областей, которые контролируются Украиной, то там никто не мешает провести выборы в городские советы. А вот проблема с выборами облсоветов есть. По нынешнему законодательству они проводятся по смешанной системе. Если по партийным спискам сформировать областной совет можно, то как быть с мажоритаркой?
И проблемы есть в тех населённых пунктах, которые формально подконтрольны Украине, но де-факто там ведутся боевые действия. Я считаю, что Центризбирком накануне выборов должен сказать, в каких городах и посёлках голосование не состоится, потому что невозможно обеспечить безопасность людей.
— А переселенцы?
— Людям нужно разрешить голосовать по заявочному принципу. За некоторое время до выборов переселенцы должны обратиться в органы госреестра со справкой временно перемещённых лиц и внести себя в списки там, где они планируют голосовать. Автоматически сделать это невозможно.
И очень важно, чтобы в списки они себя внесли ещё до того, как станут известны кандидаты по округам. Чтобы не получилось, что переселенцы будут регистрироваться под конкретного кандидата. В Киеве их много, они рассредоточены, поэтому вряд ли смогут повлиять на ход выборов. А если это небольшой городок в Луганской области? Там концентрация переселенцев высокая, и они могут полностью изменить результаты голосования.
Поэтому здесь нужно найти баланс - с одной стороны, обеспечить им конституционное право голоса, а с другой, чтобы они голосовали на выборах только в том случае, если они действительно хотят стать или уже являются членами той или иной территориальной громады.
— Но процедура голосования переселенцев ещё не закреплена законодательно?
— В действующем законе о местных выборах — нет.
— Выборы будут проводиться по этому закону?
— Этого не знает никто. У нас есть три возможных варианта. Первый — принятие нового закона о местных выборах. Сегодня таких в Верховной Раде зарегистрировано четыре. В одном я соавтор. Там есть норма о переселенцах. Но главное, что он предусматривает серьёзное изменение избирательной системы и способа голосования.
Ещё есть законопроект, внесённый Игорем Поповым и Вадимом Денисенко. Он не так радикален для избирателя. Там остаётся элемент мажоритарной системы. И, хотя голоса просчитываются по результату партии, это не совсем открытые списки, о которых мы давно говорим и что прописано в коалиционном соглашении.
Второй вариант — если ни один из новых законопроектов не наберёт нужного количества голосов, провести выборы по старому закону. В нём есть проблемы, но мы можем внести в него изменения. В основном процедурные.
И третий вариант самый печальный — старый закон остаётся без изменений. Это будет полный провал избирательной реформы и коалиционного соглашения. Не хотелось бы, чтобы так случилось.
— Чем нынешний закон так опасен?
— Он показал свою полную несостоятельность. Смешанная система — это, с одной стороны, закрытые списки, а с другой — мажоритарные одномандатные округа. То есть одни кандидаты покупают места в списках, другие покупают голоса избирателей. Вспомните местные выборы 2010 года. Я как эксперт могу вам сказать, что это самые грязные выборы за всю историю независимой Украины.
В процедурной части этот закон уже улучшили год назад перед выборами в Киеве, главные недостатки были ликвидированы. Но осталась избирательная система, которая абсолютно себя дискредитировала. И от неё однозначно нужно отказываться.
— Что предлагается взамен?
— Если говорить о нашем законопроекте, то это сокращение депутатов местных советов. От 30% до 50% в зависимости от совета. Например, в Киеве их будет максимум 80 [человек], а то и 60. Сейчас — 120.
На уровне областных и городских советов крупных городов ввести пропорциональную систему и открытые списки. То есть избиратель голосует и за партию, и за какого-то члена списка этой партии. И тогда в партиях не будет диктатуры лидера, не он, а избиратель сможет решать, кому быть в совете, а кому нет. Такая система будет работать в городах, где более 90 тыс. избирателей. Поэтому внедрять её, например, в Моршине, где голосуют всего 4 тыс. человек, глупо и неудобно.
А на уровне районов, малых городов, сельских и поселковых советов мы предлагаем многомандатную мажоритарку. Избиратели голосуют за одного кандидата, но депутатами становятся два, а то и три или четыре кандидата в зависимости от величины округа. Эта система страхует от фальсификаций, подкупа и затягивания подсчёта. Как у нас часто бывает? Победитель обошёл конкурента на десять голосов, и тот, кто занял второе место, пытается переломить ситуацию. Что стоит испортить десять бюллетеней? Ничего. А если проходят несколько человек, то пропадает сам мотив для нарушения закона.
Второй плюс. Такие многомандатные округа получат большее представительство избирателей. Как сейчас? Например, кандидат набрал 15%, но он проходит в совет, потому что остальные набрали ещё меньше. То есть 85% избирателей он не представляет. А если есть первый, второй и третий, то представительство громады увеличивается.
И ещё новшество (правда, оно есть не только у нас, но и в двух других законопроектах) — это выборы мэра в два тура. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал 50% голосов и нет явного фаворита, то проводится второй тур. Но это опять же касается только крупных городов.
— Есть ли среди депутатов готовность менять систему в корне?
— Сегодня нельзя сказать, что какой-то из новых законов может быть поддержан.
Главная проблема нашего законопроекта в том, что он хоть и улучшает качество избранных советов, качество партий, но за полгода до выборов избирателям и членам комиссий нужно с нуля объяснить, как голосовать. Им точно будет непривычно.
Противники законопроекта часто прикрываются именно этим мотивом - сложная система приведёт к хаосу на участках. А в действительности лидеры партий не хотят открывать списки, потому что тогда они потеряют контроль над ними, не смогут торговать местами.
Многие хотят оставить и мажоритарку. Особенно те депутаты, которые прошли в парламент не по спискам. Они знают, как работать с избирателями, они хотят провести своих людей в местные советы, у них, что называется, прикормленные округа. А изменение избирательной системы ломает такую схему.
Но изменение избирательной системы прописано в коалиционном соглашении, этого от нас требует Европа. И теперь вопрос, что победит - меркантильные интересы отдельных политиков и лидеров партий или необходимость проводить реформы. Это мы увидим уже на следующей неделе.
— То есть жить по-новому и работать прозрачно депутаты не хотят?
— Я бы не говорил о прозрачности. Есть опасения, что мы радикальным законом можем усложнить выборы. Да, так может произойти. Но реформа — это всегда тяжело. И я сторонник того, что если бояться реформ, то не нужно о них и говорить. Будет сложно, возникнут недоразумения, появится некоторое количество испорченных бюллетеней. Но на следующих выборах уже станет проще. Когда-то этот шаг нужно сделать.
— Если принять новый закон не удастся, как следует изменить существующий?
— Во-первых, нужно предусмотреть возможность голосования переселенцев. Второе — если мы не можем выполнить условие коалиционного соглашения в плане изменения избирательной системы, то что нам может помешать сократить количество депутатов местных советов?
Дальше можно предусмотреть выборы мэров больших городов в два тура. Это несложно сделать. И поработать над процедурными моментами - подсчёт голосов, агитация.
То есть закон можно сделать очень неплохим, но концептуально действующая избирательная система, которая критиковалась всеми, останется без изменений. И от реформы это далеко.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 12 июня 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.