UA
 

Главный по школам. Интервью с представителем МОН Юрием Кононенко

Корреспондент.net,  21 сентября 2015, 11:10
32
2964
Главный по школам. Интервью с представителем МОН Юрием Кононенко
Фото: Дмитрия Никонорова
Юрий Кононенко верит, что грядущие реформы смогут улучшить качество среднего образования в Украине

Глава департамента среднего образования МОН Юрий Кононенко рассказал журналу Корреспондент о школьной реформе.

Юрия Кононенко сложно застать в кабинете — он постоянно передвигается по министерству, решая текущие проблемы. Отрасль среднего образования в Украине испытывает сложности ничуть не меньшие, чем все остальные, пишет Юлиана Скибицкая в №37 издания от 18 сентября 2015 года.

Сегодня школа находится в преддверии серьёзных реформ, заложенных в новом законе об образовании, который вот-вот будет принят. Её ждут не менее серьезные потрясения, чем вузы, уверяет Кононенко: не обойдётся без сокращений и оптимизации.

Директор над всеми украинскими школами до того, как пришёл в министерство в 2008 году, жил в России, где занимал непоследнее место в украинской диаспоре. Уроженец Украины, он когда-то окончил московский вуз и остался там. Однако в 2008-м в возглавляемой им Библиотеке украинской литературы в Москве был полностью сменён руководящий состав.

«К власти [снова] пришёл [президент РФ Владимир] Путин, и политика поменялась, — рассказывает Кононенко. — И поставили главой библиотеки не такого ярого украинца [как сам Кононенко], а человека, который вообще не знает украинского языка».

Кононенко до 2013 года возглавлял департамент среднего образования в правительствах Тимошенко и Азарова. После годичного перерыва он вернулся в своё кресло уже при новом правительстве благодаря репутации хорошего специалиста

Вернувшись на родину, он до 2013 года возглавлял департамент среднего образования в правительствах Юлии Тимошенко и Николая Азарова.

После годичного перерыва Кононенко вернулся в своё кресло уже при новом правительстве благодаря репутации хорошего специалиста. В министерстве он считается профи в вопросах языковой политики и убеждён, что любой гражданин Украины имеет право получать образование на языке своего меньшинства – выбор зависит от самого школьника и его родителей.

Глава департамента рассказал Корреспонденту об этом и других ключевых моментах реформы — об оптимизации сельских школ, введении 12-летки и профильном школьном образовании.

- Сколько у вас есть времени и денег именно на реформу среднего образования?

- Этот вопрос очень сложный. Нет такого понятия, что у нас где-то лежат деньги и ждут, пока мы их возьмём. Проблема финансирования есть. С одной стороны, мы знаем, что есть очень много системных проблем, которые нужно решать, и отдельные вопросы прямо сейчас. С другой стороны то, что происходит в государстве, — это и война, и экономическое состояние — не позволяет нам сделать это очень быстро.

Мы зависим только от госбюджета на каждый год и от суммы, которую выделят на образование. С 1 января этого года мы перешли на финансирование среднего образования по новой системе. Из госбюджета местным бюджетам выделяется субвенция. Это так называемая плата государства для обеспечения обязательного среднего образования, хотя бы минимального уровня. Поскольку местные бюджеты имеют возможность получать больше за счёт проведения налоговой реформы, мы надеемся, что они также будут субсидировать систему образования.

- Как будет решаться проблема закрытия школ в малонаселённых районах?

- Эти действия будут осуществляться независимо от проведения реформы. Поясню.  Государство сейчас тратит много средств на то, чтобы содержать учебные заведения, а эффективность и качество знаний низкие. Расчётная стоимость обучения одного ребенка в этом году 8,5 тыс. грн — это средства, которые выделяется из бюджета. А в очень маленьких селах есть такие школы, где фактичные затраты на обучение детей составляют более 50 тыс. грн. Сюда входит и содержание здания, и зарплата учителям. Эта сумма не только очень высокая, но ещё и никак не влияет на качество знаний.

В прошлом году было закрыто 225 школ. Еще около 300 будут закрыты

Поэтому идёт процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Тем более количество учеников за годы независимости сократилось более чем на треть. Соответственно, стало меньше и школ. В прошлом году было закрыто 225 школ. Еще около 300 будут закрыты.

Решение о сокращениях принимают местные органы власти. Позиция министерства состоит в следующем. Школы первой степени, то есть начальные, должны сохраняться как можно ближе к месту проживание детей первых-четвёртых классов. А что касается школ второй-третьей степени, то нужно смотреть по ситуации. Помимо этого, необходимо обеспечить подвоз детей.

Фото Дмитрия Никонорова 

- Этот подвоз обеспечивается сейчас?

- Безусловно. Там, где школы закрылись, в любом случае пустили бесплатный автобус до ближайшей школы. Общее среднее образование у нас в стране обязательное. Поэтому любой ребенок должен иметь к нему доступ.

- А что происходит с учителями закрытых школ?

- Учителя – это серьёзный вопрос. Понятно, что они не должны терять работу. Местные органы власти пытаются их устроить в те учреждения, куда переходят дети. Но общее сокращение в бюджетной сфере идёт по всей стране. В основном за счёт тех, кто уходит на пенсию.

- Одна из главных реформ среднего образования – введение 12-летней школы. С чем связано такое решение?

- В Европе везде 12-летнее образование. Осталось всего три страны, где сохранилась 11-летка, – это Россия, Беларусь и Украина. В некоторых странах на среднее образование отводится и 13, и 14 лет. У нас уже была попытка перейти на 12-летку в начале 2000-х. И тогда система образования была подготовлена к этому переходу. Но в 2010 году этот процесс был искусственно прерван.

- В чем преимущества 12-летки?

- Методика обучения не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Эксперты в отрасли образования считают, что 12-летний срок оптимальный. Он позволит, что важно в современном мире, научиться учиться, хоть это и тавтология, усвоить определённый объём знаний, без которого дети не могут обойтись. А проходить эти процессы будут без вреда для здоровья детей. Но это требует новых подходов к содержанию образования. Будут пересмотрены госстандарты и учебные программы, чтобы полностью обновить систему образования.

- Сейчас есть много нареканий на действующую программу обучения. В ней будет что-то меняться?

- Мы уже, не дожидаясь принятия закона, немного разгрузили программу. Сначала ещё в феврале 2014 года для четвёртых классов, а потом для первых-третьих и пятых-девятых. То есть темы второстепенные или слишком сложные для детей этого возраста были изъяты из программы. Но это пока только косметические изменения. Это точечное вмешательство в систему образования, а когда примут закон, то все изменения будут системными. Будет использоваться экспертная среда, международный опыт, чтобы создать новые программы и фактически создать новое содержание образования.

Фото Дмитрия Никонорова  

- Это может означать, в частности, и появление новых предметов в школах?

- Теоретически да, это может быть. Но, скорее всего, будет наоборот – некоторые предметы исчезнут, а часть из них укрупнятся в блоки. Это предмет серьёзной дискуссии. В нынешней программе есть много так называемых одночасовых предметов. Дети изучают их один час в неделю. Мировая практика доказывает, что когда предмет изучается всего раз в неделю, это неэффективно: дети к следующему занятию успевают забыть то, что было на предыдущем. В первую очередь надо подумать над тем, чтобы таких предметов не было. Что касается новых предметов, то это необязательно предметы с новыми названиями, но вот такие блоки вполне могут быть.

- Будет ли введена профильная старшая школа, когда старшие классы станут гуманитарными или техническими?

- Да, реформа как раз предусматривает профилизацию старшей школы. Мы уже лет десять проводим такие мероприятия и считаем, что постепенно идём к профилизации. Но с принятием закона учебные заведения третьей ступени – сейчас это 10-11-й классы (после реформы - 10-12-й классы) – полностью будут профильными. Включая возможность для детей идти в техникумы, училища и колледжи.

Но это возможно только с усилением материально-технической базы. Особенно когда речь идет о точных дисциплинах. Сейчас мы думаем, как сделать, чтобы учебные заведения могли получить современные кабинеты физики, химии, биологии, то есть по тем предметам, где учителю мало объяснений на пальцах.

- Такие кабинеты будут везде, даже в школах в малонаселённых районах?

- Безусловно.

- Есть много нареканий, что школьники будут выпускаться в 19 лет, а это уже взрослые люди.

- Понятно, что старшая школа должна быть отдельно, в одном здании не должны находиться шестилетние дети и 19-летние взрослые. Но в самом возрасте я не вижу ничего страшного. В некоторых странах школьники выпускаются даже в 20 лет. Зато так выпускники смогут сделать осознанный выбор относительно своей дальнейшей профессии.

- Есть проблема коррупции в школах, когда ученики платят за медаль и хорошие оценки. Как с ней бороться?

- В последнее время этой проблемы почти нет. Медаль не имеет того веса, что раньше, чтобы за неё платить. Что касается аттестата, то его приоритетность определяет вуз. И он может поставить аттестату вообще ноль. Поэтому с введением ВНО бороться с коррупцией стало намного проще. Значение стали иметь знания, а не бумажка.

Мы в этом году совместно с экспертами решили, что украинский язык становится обязательным тестом и совмещается с государственной итоговой аттестацией. Раньше, если выпускник не хотел поступать в вуз, он мог не сдавать ВНО. Теперь это обязательно. Это нужно в первую очередь нам, чтобы мы видели уровень знаний всех выпускников. Результаты, которые были опубликованы, дают серьёзную пищу для размышлений.

- Если мы уже заговорили о тестах, то почему в этом году их результат был очень низким?

- Тесты нельзя рассматривать абсолютно. У нас иногда говорят, что вот, в какой-то школе 15 выпускников набрали по ВНО менее 160 баллов.Значит, это учитель плохой, что не смог их научить. Но все дети разные. Может быть наоборот — именно благодаря учителю и его работе они смогли получить хотя бы такие оценки. Поэтому в контексте каждой школы нужно рассматривать оценки аккуратно.

Но, конечно, такие результаты заставляют задуматься. В 2016 году иностранный язык станет третьим обязательным тестом. Два других — украинский язык и на выбор математика или история Украины. Это важно в первую очередь для нас, чтобы видеть общий срез знаний и обратить внимание общественности на проблемы преподавания иностранных языков, а они тоже есть. Важно понимать, что иностранный язык становится обязательным только в плане госаттестации. Если вуз не ставит этот тест приоритетным, то для школьника его результаты не так важны.

- Русский язык тоже считается иностранным?

- Интересный вопрос. Конкретно в том контексте, о котором мы говорим, нет. Иностранными считаются английский, немецкий, французский и испанский языки. Русский, по Конституции, - язык национального меньшинства. И, опять-таки по Конституции, каждый имеет право получать образование на языке своего меньшинства. Тут всё зависит от выбора школьника и родителей.

- В целом всё чаще говорят о том, что уровень среднего образования упал. С чем это связано?

- Говорить, что система среднего образования не ухудшается и идеальна, неправильно.  К сожалению, есть очень много факторов, в том числе и невнимательное отношение общества к образованию, которое не стало приоритетом. И такая ситуация длится уже десятилетиями.

Во времена Советского Союза и в первые годы независимости в вузы поступало не более 25% населения. Сейчас в вузы идёт около 80%. Не может за такое короткое время резко вырасти количество людей, способных поступать в вузы

Но нужно учитывать и ещё один момент. Во времена Советского Союза и в первые годы независимости в вузы поступало не более 25% населения. Сейчас в вузы идёт около 80%. Не может за такое короткое время резко вырасти количество людей, способных поступать в вузы. Сами университеты не скрывают, что они просто набирают людей в группы. Такой подход неправильный.

- Реформа поможет решить эту проблему?

- Мы, конечно, рассчитываем, что да. Что мы достигнем повышения качества образования за счёт системных мероприятий. Системных — имеется в виду и оптимизация сети общеобразовательных учреждений, и новая система аттестации и сертификации учителей.

***

Этот материал опубликован в №37 журнала Корреспондент от 18 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Интервью
ТЕГИ: журнал Корреспондентшколаинтервьюреформыминобразованиясреднее образование
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии