Эксперты объяснили DW, почему реформы в белорусской экономике не будут масштабными.
Белорусские власти последнее время ведут переговоры сразу с двумя потенциальными кредиторами - с МВФ о финансировании трехлетней программы в размере трех миллиардов долларов и с Евразийским банком развития (ЕАБР), от которого Минск надеется получить еще три миллиарда долларов на поддержку стабилизационной программы правительства и Нацбанка на 2015-2017 годы. И МВФ, и ЕБРР в обмен на кредиты транши требуют проведения экономических реформ.
Однако опрошенные DW эксперты предупреждают, что белорусское руководство не готово к масштабной перестройке экономики, так как такие перемены являются угрозой для существующего в стране политического режима. По мнению аналитиков, у властей есть способы, как продолжить поддержку госпредприятий-банкротов и не менять "ручную" модель управления. Поэтому, полагают наблюдатели, кредиты нужны Минску исключительно для выплаты старых долгов - ведь только в 2017 году Беларуси придется вернуть кредиторам 3,3 миллиарда долларов.
Как понравиться кредиторам
Сбалансированная денежно-кредитная политика, кредитование субъектов хозяйствования на равных условиях, сокращение господдержки, отмена перекрестного субсидирования общественного транспорта и коммунальных услуг за счет повышения тарифов для населения, создание системы адресной социальной помощи - таковы основные условия МВФ для выдачи Минску трехмиллиардного кредита в течение трех лет. Реформ ожидает от белорусских властей и другой потенциальный кредитор Беларуси - ЕАБР.
"Все понимают, что белорусская экономика уязвима перед внешними факторами, но пока план правительства по уменьшению господдержки, банкротству убыточных предприятий и либерализации цен больше похож на меры по спасению сложившейся системы, а не на стратегию рыночных преобразований", - отмечает глава минского Центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук. По его словам, из всего комплекса преобразований "мастер имитации Александр Лукашенко выбрал те, которые подходят для сохранения его власти, однако могут обнадежить кредиторов из МВФ и ЕАБР".
Например, повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обещания разделить функции государства как собственника и регулятора и отказаться от директивного планирования экономики, по мнению Романчука, вполне могут интерпретироваться как некие институциональные реформы. Однако риторика властей для внутренней аудитории, по выражению экономиста, свидетельствует о том, что они не спешат переходить ни к либерализации цен, ни к избавлению от убыточных предприятий.
"В документах для "внутреннего употребления" власти остаются приверженцами государственного планирования и заняты жестким регулированием, которое реформ не приемлет", - подчеркнул Романчук. Например, добавил он, белорусский Совмин, подведя неудовлетворительные итоги работы за третий квартал этого года, сейчас занят организацией ярмарок-распродаж залежавшихся товаров, выбиванием кредитов для предприятий-банкротов и ценообразованием на товары, а Минторг по-старинке регулирует розничную торговлю.
Окольные пути
Поэтому, по словам Ярослава Романчука, главный удар "белорусских реформаторов" обрушится на население - через повышение тарифов на коммунальные услуги, заморозку зарплат, прекращение индексаций пенсий и пособий. При этом все активы и бюджет останутся в руках властей. В том, что целью властей в Минске является сохранение изжившей себя модели экономики, уверен и эксперт по внешнеэкономической деятельности Владимир Артюгин.
Он обратил внимание на то, что у белорусского правительства остаются окольные пути, с помощью которых можно обойти требования кредиторов и создать видимость реформ. Например, такая структура как Банк развития позволяет проводить различные операции в обход требований кредиторов, поддерживая госпредприятия льготным финансированием.
Артюгин напомнил, что Банк развития был создан в 2011 году для финансирования госпрограмм и социально-значимых проектов. Формально по белорусскому законодательству этот институт банком не является. "Но через него финансируются льготные госпроекты, которые по отчетам для кредиторов не проходят, бизнесу же кредитные ресурсы предоставляются под высокие проценты", - пояснил эксперт.
По сути, добавил он, из инвестиционного инструмента Банк развития превратился в инструмент по манипулированию отчетностью. Это отталкивает инвесторов и ведет к утрате доверия национального бизнеса, убежден Артюгин. По его словам, для реализации реформ также необходима передача полномочий на принятие решений из центра на места: "Однако пока высшее белорусское руководство оставляет все права на управление экономикой исключительно за собой".
Кредит как наркотик
Именно поэтому руководитель Аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико уверен: у властей нет никакой необходимости набирать кредиты, вместо этого им следует продемонстрировать волю к нормальной работе. "Для этого никакие деньги не требуются - зачем кредиты для закрытия бесполезных министерства торговли или министерства экономики. Надо просто понизить зарплату неумехам-чиновникам и стимулировать деловую активность", - посоветовал Заико.
По его мнению, миллиарды долларов нужны президенту Лукашенко потому, что "при отсутствии внешнего финансирования надо будет прекратить субсидирование госпредприятий и сказать белорусам, что тяжелая полоса в их жизни является результатом безграмотных действий руководства".
Руководитель центра "Стратегия" считает, что начинать надо с привлечения в правительство профессионалов, которые выстроят грамотную макроэкономическую и институциональную политику. "Кредиты же будут лишь наркотиком, который только продлит существование системы, готовой брать в долг, чтобы отдавать предыдущие долги", - подвел итог Леонид Заико.
Лукашенко готов на реформы ради кредита МВФ