UA
 

Вы ненастоящие. Украина начала войну с льготниками

Корреспондент.net,  24 марта 2016, 07:18
260
32473
Вы ненастоящие. Украина начала войну с льготниками
Фото: Дмитрия Никонорова
Елене Карпенко, которая много лет пользуется слуховым аппаратом, отказали в социальной помощи

Социальная помощь государства сегодня составляет львиную часть расходов бюджета. Но получают её далеко не все, кто заслуживает.

Киевлянка Елена Карпенко десять лет назад лишилась слуха, однако до сих пор не может получить инвалидность, пишет Ксения Цивирко в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2016 года. Прорвать немую завесу аппарата медицинских чиновников ей сейчас с трудом помогают два слуховых аппарата.

«Четыре года я получала пенсию, но потом врачи сказали, что я ложным путём придумала свою болезнь, и что инвалидность мне не положена, — вздыхает Карпенко. — В итоге меня лишили всех льгот, а вдобавок ещё и обругали».

Слух киевлянка потеряла в результате осложнения после гриппа, и поначалу её общение с близкими ограничивалось ручкой и тетрадным листиком. По словам женщины, у неё пятая, самая критичная степень тугоухости, но врачи обещают дать ей статус инвалида только тогда, когда она перестанет слышать даже через слуховые аппараты.

«Возможно, им нужна была взятка, как это часто бывает, но они ничего не говорили, — предполагает она. — Может, если бы я сунула, то её взяли бы. Но копейки им не положишь, а большой суммы у меня нет. Даже на лечение денег нет».

В то время как одни украинцы нуждаются в льготах, другие, кому грех жаловаться на материальное положение, добиваются их мошенническим путём — по фальшивым справкам и медицинским заключениям.

Как писал ранее Корреспондент, поисками нарушителей в начале марта занялось Министерство финансов, анонсировав систему верификации социальных выплат и пенсий. По результатам пилотного проекта этой системы, проведённого в 2015 году, пятая часть переселенцев из зоны АТО оказались фальшивыми. В рамках более масштабной верификации Минфин соберёт данные о льготниках из всех возможных источников — банков, Пенсионного фонда, фондов госстрахования и других соцучреждений.

Ожидаемый эффект — высвобождение 5 млрд грн госбюджета. Однако эта сумма почти теряется в общих расходах казны на различные социальные выплаты, которые в 2015 году составили 363 млрд грн — это в десятки раз больше трат на другие отрасли. А количество разновидностей льгот сегодня превышает сотню.

Проблема «мёртвых душ» не только в мошенниках, но и в неэффективной адресной помощи государства, полагают эксперты. Нужно избавиться от уравниловки в этой системе и учитывать потребности каждого претендента на льготы, полагает Марианна Онуфрик, эксперт по вопросам социальной политики Института общественно-экономических исследований.

«Например, некоторые из внутренне перемещённых лиц [переселенцы с Донбасса и из Крыма] имеют на банковских счетах тысячи, — объясняет эксперт, — но они получают столько же, сколько и малообеспеченные люди».

Пусто и густо

Алексей Гурзенков из Винницкой области уже десять лет на пенсии и последние четыре из них воюет с собесом за 244 грн. Чиновники наотрез отказываются признавать его справку о зарплате с последнего места работы, от которой зависит размер пенсии.

Трудовой стаж работы Гурзенкова — без малого 30 лет, и он должен получать 1.193 грн, а не 949 грн, объясняет пенсионер.

«Они написали, что в моём личном счёте работника отсутствуют персональные данные, стаж, а также и сам состав зарплаты», — рассказывает Гурзенков. Он отчаялся что-либо доказывать чиновникам и подал иск в суд.

А пока обычные украинцы теряют остатки доверия к власти, её бывшие представители чувствуют себя вполне защищёнными. Экс-депутаты, которым назначили пенсию до принятия нового налогового кодекса, получают 40 тыс. грн в месяц.

Сократить эту сумму сложно, утверждают специалисты, — нужны изменения в основополагающих законах. Плюс ко всему депутатская пенсия обладает иммунитетом на единый социальный взнос.

«Выходит такой парадокс: бомж платит больше, чем олигарх, —рассуждает экономист и политик Александр Кирш, шеф-редактор журнала Бухгалтер. — Если бы сверхвысокие пенсии обложили высокими налогами в районе 80%, то одной такой пенсии хватило бы на прокорм 10-12 пенсионеров».

В рейтинге уровня жизни пенсионеров, проведённом международной неправительственной организацией HelpAge International, Украина среди стран мира занимает 73-е место

Прибегать к таким мерам государство не торопится, поэтому в рейтинге уровня жизни пенсионеров, проведённом международной неправительственной организацией HelpAge International, Украина среди стран мира занимает 73-е место.

В ещё худшем положении, чем пенсионеры, нынче оказались малоимущие переселенцы. Наталья Ничипорчук из Артёмовска живёт без пособия уже четвёртый месяц. Перебравшись сюда из Мариуполя с девятилетним сыном, она в ноябре встала на учёт в местном управлении соцзащиты, но там женщину успокаивают только на словах.

«Одни говорят: ждём финансирования, другие — что какие-то проблемы с электронной базой, третьи подозревают, что я получаю помощь параллельно в Мариуполе, — отчаивается Ничипорчук. — Я узнавала, есть ли я в «списках СБУ», так мне сообщили, что их вообще нет».

В конце февраля Министерство социальной политики получило от СБУ реестр из 200 тыс. граждан, статус переселенца которых вызывал подозрения. И хотя перечень носил рекомендательный характер, проблемы с выплатами начались почти у всех беженцев.

«Многие смогли доказать подлинность своего статуса, но возобновить обеспечение органы социальной опеки не могут, так как нет соответствующего нормативного акта», — объясняет Онуфрик.

По данным СБУ, в Украине зарегистрировано 1,7 млн переселенцев, и 500 тыс. из них — фиктивные. Это люди, которые продолжают жить на оккупированной территории, будучи прописанными в мирных зонах страны

Внутренняя миграцияна Донбассе и в Крыму стала благодатной почвой для настоящих аферистов, рассказывают эксперты. По данным СБУ, в Украине зарегистрировано 1,7 млн переселенцев, и 500 тыс. из них — фиктивные. Это люди, которые продолжают жить на оккупированной территории, будучи прописанными в мирных зонах страны. Каждые полгода они отмечаются в органах соцзащиты и получают от государства ежемесячную помощь в размере 442 грн для трудоспособных лиц и 884грн для нетрудоспособных.

После того как СБУ предоставила Минсоцполитики перечень таких псевдопереселенцев, пособия лишились 200 тыс. человек. В чёрный список вошло большое количество невиновных людей, утверждает Онуфрик, которые смогли затем доказать подлинность статуса переселенца.

«Однако в бюрократической цепи были списки, согласно которым выплаты прекратили, а вот документа, на основании которого можно было бы выплаты возобновить, — нет», — объясняет она.

Сегодня представители власти лишь сочувственно разводят руками, обещая, что в апреле можно будет переоформить документы.

Павел Кухта, эксперт Реанимационного пакета реформ, описывает ещё один популярный метод обогащения за счёт пособий — когда украинцы продолжают получать пенсии и пособия за умерших родственников. По его оценке, число таких мошенников среди льготников примерно 2%.

Впрочем, эту категорию авантюристов выявить несложно, в отличие от фиктивных инвалидов и участников АТО. Фальшивое удостоверение этих категорий на чёрном рынке можно купить по цене от $ 300 до $ 4.000, в зависимости от срока и качества «сервиса». Обычным людям оно может дать существенную льготу на оплату коммуналки и социальное пособие, а крупным чиновникам и депутатам — солидный статус.

По информации, озвученной в программе Шустер Live представителем Центра содействия освобождению заложниковЮрием Тандитом, статусом участника боевых действий якобы обладалэкс-глава СБУ Валентин Наливайченко.

Позже на своей страничке в Facebook Наливайченко заявил, что отказывается от «корочки», которую специально не оформлял, а получил автоматически во время своей работы в зоне АТО.

Замминистра регионального развития и ЖКХ Андрей Белоусов также публично отказался от статуса участника АТО. Ещё один зам того же министра Дмитрий Исаенко уволен с занимаемой должности за приобретение статуса, и по этому факту было открыто уголовное дело.

Получить статус участника АТО можно и не прибегая к услугам мастеров по фальшивым документам. Например, военные могут оформить себе командировку в зону на пару дней. К сожалению, за эту схему нельзя преследовать по закону как за мошенничество, так как она легальна, отмечает ЮрийГаврилечко,экономический эксперт Фонда общественной безопасности.

Переход на личности

Для борьбы с мошенничеством Минфин создал отдельное управление и объявил с 1 марта масштабную проверку всех получателей социальных выплат. Штат новой структуры состоит из 11 сотрудников. Министерство уже пробило пробный шар: в 2015 году среди 274 тыс. внутренне перемещённых лиц удалось выявить 54 тыс. «липовых», которые в месяц откусывали от бюджета минимум 24 млн грн. Такие результаты показала проверка в ручном режиме, но теперь она будет автоматизированной.

На смену разбросанным по различным конторам данным о реципиентах соцвыплат придёт единый реестр. Специалисты сведут информацию из всех источников в одно интернет-облако и выдадут списки фантомных получателей помощи Министерству социальной политики.

До сих пор людям удавалось на один идентификационный номер регистрировать несколько человек, а по одному адресу прописывать десятки жильцов. Всё это позволяло получать двойные и даже взаимоисключающие выплаты.

«Например, один и тот же человек может получить пособие по безработице на бирже труда и помощь для малообеспеченных лиц», — объясняет начальник созданного управления Андрей Рязанцев.

До конца года власти собираются не только лишить льгот таких нарушителей, но и привлечь их к уголовной ответственности за мошенничество и подлог. После глобальной проверки управление возьмёт на себя ещё функции наблюдения за такими преступлениями.

Гаврилечко смотрит на эту работу скептически. Он отмечает, что подобныйконтроль не могут ввести уже 18 лет из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. То, что система заработает в этом году, кажется ему маловероятным.

«Во-вторых, контролирующие функции для Минфина — нонсенс, так как его задача — распределять государственные доходы, — продолжает он. — Министерство не может заниматься верификацией в силу отсутствия квалифицированных кадров, людей, которые когда-либо проводили подобные проверки».

По его словам, контролем должна заниматься Счётная палата Украины, но никак не Министерство финансов. Кроме того, собранные отовсюду данные — это, по мнению эксперта, палка о двух концах: базы позволят не только отсеивать жуликов, но и откроют доступ к личной информации.

Эта затея станет ещё одним источником прикарманивания денег для чиновников, полагает Гаврилечко. По его словам, переданная в руки власти банковская тайна о депозитах и личных счетах сможет передаваться заинтересованным лицам.

«Сотрудники Минфина получили возможность мониторить доходы граждан, а вот ответственности за передачу этой информации третьим лицам они не несут, — объясняет эксперт. — То есть, теперь эту информацию можно предоставить любым бандитам, а чиновникам за это ничего не будет».

В пример он приводит опыт 2011 года, когда Нацбанк обязал украинцев сканировать паспорт при получении и обмене валют. «После этого, как будто по чьим-то указаниям, этих людей грабили», — утверждает Гаврилечко.

Как бы там ни было, мимо зоркого внимания контролёров всё же имеют шанс проскочить обладатели фиктивных статусов инвалида и участника боевых действий, потому что для этого одной документальной проверки недостаточно. Чтобы выявить эту категорию нарушителей, нужно заново проводить медицинскую экспертизу, а это долгий и сложный процесс.

Тем не менее, даже без учёта таких профессиональных аферистов, Минфин надеется сократить расходы бюджета минимум на 5 млрд грн. Онуфрик надеется, что эти деньги пойдут на повышение социальных стандартов, а не на сведение концов с концами сметы бюджета.

Недобросовестных льготников можно было бы отсечь и с помощью более эффективных действий соцработников, которые инспектируют дома малообеспеченных украинцев и оценивают их ключевые проблемы.

«Люди с тяжёлой формой инвалидности, внутренне перемещённые лица, инвалиды АТО должны получать по максимуму, а другие категории стоило бы ограничить в поддержке», — резюмирует Онуфрик.

***

Этот материал опубликован в №10 журнала Корреспондент от 18 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

ТЕГИ: Украинаправительствольготыпроверкасоциальная помощь
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии