Фото: УНИАН
Марина Ставнийчук сомневается, что из-за отсутствия правовой подготовки Луценко сможет самостоятельно принимать решения
Бывший эксперт Венецианской комиссии от Украины прокомментировала назначение Юрия Луценко генпрокурором.
Марина Ставнийчук, член Венецианской комиссии за демократию через право от Украины с 2009 по 2013 года, проанализировала ситуацию с назначением Юрия Луценко генеральным прокурором Украины. Материал размещен в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года.
- У нового генпрокурора нет ни юридического образования, ни стажа работы в прокуратуре. Является, ли на ваш взгляд, это проблемой?
- Да, конечно. Во всём мире эта должность требует специального юридического образования. Более того, во всех европейских странах стандарты таковы, что прокурору нужна ещё и спецподготовка в рамках уже полученного юридического образования.
- В тоже время, у Юрия Луценко есть большой опыт работы в МВД. Может ли этот опыт ему помочь?
- Не думаю. Если смотреть фактам в лицо, Юрий Луценко не осуществил реформирования МВД. Хотя он был назначен сразу после оранжевой революции и все ждали, что правоохранительные органы изменятся к лучшему.
- Многие говорят о том, что прокуратуре нужна свежая кровь. Мол, люди, имеющие образование, опыт, спецподготовку, являются людьми старой системы. А значит, не в состоянии её изменить. На этом фоне Луценко выглядит как раз таким - новым человеком, который может провести изменения…
- Мы все понимаем, что прокуратуру нужно реформировать. Как и суды, и систему юстиции. Но делать это нужно профессионально. Вспомните, что Луценко говорил после назначения. Он заявил, что его основная обязанность - это наказание. Простите, но наказание не является функцией прокуратуры. Наказывают от имени государства суды! А прокурор должен профессионально собрать доказательства, осуществить контроль за досудебным следствием и представить сторону обвинения в суде. То есть, очевидно, Луценко рассматривает роль прокурора с политической стороны.
Луценко не знает права и процесса, не владеет внутренней правовой культурой настолько, чтобы самостоятельно принимать решения. А всё время полагаться на мнение советников невозможно
Ясно также, что Юрий Луценко не знает права и процесса, не владеет внутренней правовой культурой настолько, чтобы самостоятельно принимать решения. А всё время полагаться на мнение советников невозможно. Это не работа.
- Какие последствия могут быть у этого назначения? Могут ли недоброжелатели Юрия Витальевича и Президента воспользоваться сомненительностью процедуры назначения генпрокурора и попытаться признать Юрия Луценко, а вместе с тем и все его решения, нелегитимными?
- Давайте начнём с того, что назначение Луценко - это результат воли главы государства и большого политического компромисса, который не был основан на безукоризненной конституционно-правовой основе. Из-за этого каждая политсила, которая отдала Луценко голоса, будет понимать по-своему задачи генпрокурора. И по-своему давать оценки его работе.
Мне в этом плане хотелось бы, чтобы Юрий Витальевич был не на словах, а реально никому и ничем не обязан, кроме закона. Нельзя не сказать и о том, что результатом сомнительной демократичности и законности процедуры назначения Луценко является недоверие общества.
Ясно, что в такой ситуации ни один генпрокурор не сможет полноценно выполнять свои обязанности надлежащим образом. Хотя пиар-акции и видимость бурной деятельности прокуратуры, конечно, будут. Если Луценко всё-таки хочет достичь результата, ему придётся преодолеть много препятствий, которых можно было бы избежать за счёт легитимности процедуры назначения.
- Вы поддерживаете отношения с европейскими юристами. Как они отреагировали на это назначение?
- Они тактично промолчали. Потому что в европейских странах никогда не станут менять закон (!) ради назначения конкретной персоны на должность. Там это невозможно! В то же время, в США приветствовали увольнение Виктора Шокина. Но тут же высказали удивление тем фактом, что это решение было принято только сейчас, а не год назад. Ведь все давно понимали, что это необходимо сделать.
***
Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.