Мария Гайдар, советник губернатора Одесской области и депутат Одесского облсовета, прокомментировала работу своего шефа.
Материал размещен в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года.
1. Как бы вы оценили работу команды Михаила Саакашвили и свою собственную за минувший год?
— Взять, к примеру, центр админуслуг — это гражданская приёмная, в которой совершенно иной подход к работе с людьми, там оказывают бесплатную юридическую консультацию. Мы показали, что если людей правильно отобрать и обучить новым принципам, то даже чиновники могут предоставлять прекрасный сервис.
А вообще, все дотации и деньги шли в бюджет, мы не воровали и не давали это делать другим госслужащим на высоком уровне. Работать было непросто. Например, мы сократили штат из 80 сотрудников в четыре раза, остались самые стойкие, и не все из них держались по причине хороших намерений.
Некоторые истории были для меня просто открытием. Например, заведующей отдела автоматизации было 65 лет, у неё в отделе был один компьютер, чтобы его включить нужно было позвать человека из IT-департамента. Информация из районов в область передавалась на флешках, так же и в Киев… Изменить в этой системе было что-то очень сложно.
2. Саакашвили давал много обещаний, однако, как резюмируют эксперты, достижений намного меньше.
— Я тоже думала, что мы сделаем больше, чем удалось. Мне, например, было трудно работать, когда избирали новый областной совет — тогда стали происходить конфликты с БПП, был сложный разговор Саакашвили с Президентом… Это во многом создало обстановку противостояния в политическом классе, за многие правильные вещи приходилось бороться — а это нездоровая ситуация.
В Украине так поставлена государственная система, что сделать нужные вещи катастрофически сложно, гораздо проще ничего не делать или мешать кому-то
В Украине так поставлена государственная система, что сделать нужные вещи катастрофически сложно, гораздо проще ничего не делать или мешать кому-то. Всё время идёт перекрёстная ответственность: бюджет у одного, решение принимает другой, отвечает за это третий, назначает четвёртый… Нужно подумать над масштабными изменениями. Я очень надеюсь на реформу по децентрализации, потому что иначе сложно работать.
3. Недавно волонтёры, общественные активисты провели акцию протеста — требовали вашей отставки. Что бы вы могли им сказать?
— Мне абсолютно понятно, что эта была политическая провокация. Да, к этой акции привлекли какое-то количество активистов, но аргументы были нелепыми. Например, сообщалось, что выросли показатели заболеваемости ВИЧ и туберкулёзом, но можно посмотреть статистику, на самом деле эти болезни, наоборот, отступили. Или, к примеру, отсутствуют выплаты инвалидам АТО, но дело разве во мне?
Глава бюджетной комиссии — из Доверяй делам [партия, подконтрольная мэру Геннадию Труханову, противнику Саакашвили]. По многим вопросам у нас с ними была конфронтация, в итоге они собрали людей, которые чем-то недовольны, и случился митинг. Это нормальный процесс для демократической страны. Посмотрите на любое правительство, каждый день у Белого дома проходят пикеты.
4. Недавно из-за деятельности некоего благотворительного фонда, финансировавшего структуры губернатора, в ОГА проводила обыскпрокуратура. Как по-вашему, подобные “благотворители” — нормальная ситуация?
— Я мало знакома с работой фонда, но я не вижу никаких проблем в его существовании. Есть бизнес, который дал денег, это негосударственные средства, на которые что-то построили для государства. Что здесь плохого? Если деньги тратятся пусть даже на перелёт, я думаю, это честнее и прозрачнее, чем поступают некоторые.
Денег, которые есть в администрации на представительские расходы, не хватит на перелёты, даже автобусом далеко от Одессы не отъедешь. Я знаю, что Юлия Марушевская, которая возглавляет Южную таможню, ездит в Киев на Бла-бла-каре. И я, честно, не представляю, как можно решать такие задачи, работать с такими зарплатами и выполнять представительские функции чиновника. Надо реалистично понимать эту ситуацию. Здесь есть хотя бы фонд, который можно проверить, а у остальных вообще непонятно откуда берутся деньги. И в чем же здесь сенсация?
5. Сейчас активно муссируются слухи по поводу отставки Саакашвили и его возращения в Грузию. Для этого есть предпосылки?
— Всё, что я видела, — это то, что «украинский проект» у него долгосрочный. Может, это моя интерпретация,но я вижу, когда приезжают какие-то люди из Грузии, Саакашвили, конечно, интересуется тамошними делами, но вся его страсть в Украине — вокруг таможни, трассы Одесса — Рени, [Арсения] Яценюка… Это то, что я видела.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.